Что мы знаем о женщинах эпохи Возрождения? То, что нам сочли нужным поведать портреты Ботичелли, статуи великих итальянцев, а также то, что тем или иным образом осталось в исторических хрониках. Мы порой знаем о них очень мало и глядя на изображения в шелках и бархате с украшенными драгоценными камнями или жемчугом шеями и запястьями, мы … Читать далее «Прекрасные в эпохе (18+)»
Что мы знаем о женщинах эпохи Возрождения? То, что нам сочли нужным поведать портреты Ботичелли, статуи великих итальянцев, а также то, что тем или иным образом осталось в исторических хрониках. Мы порой знаем о них очень мало и глядя на изображения в шелках и бархате с украшенными драгоценными камнями или жемчугом шеями и запястьями, мы и не представляем какой тяжелой была судьба этих женщин, как им приходилось в буквальном смысле отвоевывать место под солнцем.
Искусствовед Софья Багдасарова решила исправить эту несправедливость и рассказать о женщинах той эпохи. В своей книге «Фениксы и сфинксы. Дамы Ренессанса в поэзии картинах и жизни» она показывает какой пласт культуры мы в некоторой степени утратили. Женщины в то время писали стихи, сочиняли музыку и рисовали. Изначально она хотела назвать книгу «Все, кроме Лукреции Борджиа» или «Без Лукреции Борджиа». Потому что про дочь Папы Римского знают многие, многие из сведений — исторические домыслы и имели целью «очернить» семейство Борджиа. Но Софья решила вывести красавицу из круга, а рассказать о тех, кто остался в тени большой политики. Название отражает и историю некоторых женщин из книги, ведь фениксы и сфинксы – мифологические персонажи животного мира. Фениксы возрождаются из пепла, как некоторые женщины из книги, а сфинксы ассоциируются с загадкой. Все это применимо к женщинам. На презентации книги, которую вел профессиональный историк Виталий Калашников спикеры легко жонглировали именами и датами, как будто все то, что было столетия назад случилось только вчера. На вопрос, возможно ли продолжение, Софья ответила, что если книга вызовет интерес, то может быть она расскажет и о женщинах других эпох или стран. Но Возрождение традиционно ассоциируется с Италией, поэтому затянутым в корсеты испанкам или веселым француженкам в этой книге места не нашлось.
В книге рассказывается о мечтательницах эпохи Возрождения: поэтессах, писательницах, певицах, хозяйках салонов, монахинях, куртизанках и фаворитках монархов, а также художницах и натурщицах. Книга состоит из 15 рассказов, которые раскрывают тайны знаменитых картин и позабытых стихов. Факты, имена и даты в ней — подлинные, но при этом добавлены и личные эмоции и переживания, а также стихи, принадлежавшие перу самих дам. Также в книге представлено множество репродукций картин и статуй, рассказывающих о героинях, и искусствоведческие аннотации к ним.
В книге раскрывается много исторических загадок: кто изображен на портрете «Дама с горностаем», почему через 200 лет стихи, написанные женщиной стали столь популярны? Из одной из новелл можно узнать о том, как одна единственная женщина-художница открыла это ремесло множеству соратниц. Если Вам пока ничего не говорят имена Изотты Нагароллы, Лауры Дианти (которая, кстати стала второй женой мужа Лукреции после ее смерти). Также можно узнать про Лукрецию Бути, Симоннету Веспуччи и роковую отравительницу Бьянку Капелло не останавливавшуюся ни перед чем ради жажды обладания властью. Вот такие они разные — и творческие, и страдающие, и добрые и жестокие женщины эпохи Возрождения. Те самые, которые смотрят на нас с портретов, в надежде, что мы о них не забыли, мы вновь откроем для себя насколько много они сделали для того, чтобы женщин уважали и с ними считались.
Автор Елена Злотникова