Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

04:08, 31.01.2024

В школах хотят ввести предмет «семьеведение». За и против

В школьную программу может быть включён новый предмет – «семьеведение», который, по мнению разработчиков, «подготовит подростков к будущей семейной жизни и рождению детей». А с какого возраста и как правильнее разговаривать с ребёнком об этом.

В этом году в школьную программу может быть включён новый предмет – «семьеведение», который, по мнению разработчиков, «подготовит подростков к будущей семейной жизни и рождению детей». А с какого возраста и как правильнее разговаривать с ребёнком на эту деликатную тему? Ведь порой в сериалах или в роликах в сети он может увидеть такое, к восприятию чего ни один школьный предмет не подготовит.

Голос профессионала

Игорь Заика, психолог, председатель Союза отцов Вологодчины, отец 4 детей:

Я бы предложил отталкиваться от интереса ребёнка. Даже если он в 5 лет уже задаёт вопросы, потому что увидел где-то откровенную информацию, то это повод для беседы.

У современных детей этот интерес просыпается рано. Поэтому уже с 6 лет можно разговаривать, чем мальчики отличаются от девочек, откуда берутся дети. В беседе с малышом лучше использовать образы, для детей по­старше желательно применять научные термины и ни в коем случае не пошлые, разговорные выражения.

Если в семье появляются младшие дети или ребёнок на улице увидел беременную женщину и задаёт вопросы – это тоже повод для беседы. И постарайтесь избежать шуток про капусту. В советское время мы росли в информационном вакууме, и тогда это работало. Сейчас ребёнка, который имеет смартфон и доступ к информации, объяснения про капусту и аистов уже не удовлетворят.

А самое важное: если была попытка преступления против половой неприкосновенности, в том числе завуалированное действие (кто-то где-то потрогал, что-то спросил), не оставляйте без внимания, объясните, почему допускать такое нельзя.

Половое созревание у детей сейчас нередко происходит раньше. Уже в 3-м классе у некоторых девочек появляются женские признаки. Поэтому начало менструального цикла, формирование груди – это причина не начать разговор, а продолжить. Начинать нужно было раньше.

И вопрос чувств тут не менее важен. Современная культура навязывает отношение к половой жизни, к браку без любви как к норме. Надо обязательно говорить про то, что этот процесс между мужчиной и женщиной более высокий, а не просто физиология. Это нас отличает от животных.

С точки зрения веры

Диана Бакиева, завсектором детских программ Музея истории религии, Санкт-Петербург:

Среди представителей различных религиозных верований нет единой точки зрения, насколько сексуальное просвещение необходимо детям.

Например, в архаических религиях приобретение навыков и сексуальных знаний передавалось в момент сложного испытания – инициации. В обряде участвовали подростки 11–14 лет, их буквально погружали в мир взрослого человека.

В Древней Греции и Древнем Риме человеческое тело воспринимали как богоподобное, именно поэтому тема секса не была запретной. Но с установлением христианства в качестве мировой религии тема телесности и секса стала табуированной. Он рассматривался исключительно как необходимость продолжения человеческого рода. Человек должен был сохранять чистоту до брака. Да и другие авраамические религии – ислам и иудаизм – направлены на сохранение семьи как единственной уникальной ценности, именно это воспитывалось в детях.

А что же школа?

Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего», Калининградская область:

Программы нового предмета ещё нет, а значит, нет возможности познакомиться с набором тем. Но я как отец, директор школы и учитель надеюсь, что это будет именно семье­ведение. То есть курс будет направлен на создание крепкой семьи и традиционные семейные ценности, а не станет концентрироваться на вопросах полового и уж тем более сексуального воспитания. В настоящий момент эти вопросы выведены за рамки образовательных программ и вряд ли туда вернутся.

Увы, зачастую отношения мужчины и женщины мы сужаем до спальни. А этим семейная жизнь, мягко говоря, не исчерпывается. Нужно учить детей, как разрешать конфликты в семье, какова роль отца, матери в жизни ребёнка. Как директор школы сталкиваюсь с тем, что мамы и папы после развода делят ребёнка, используют его в качестве орудия мести второй половинке.

Конечно, самый сильный воспитательный фактор для ребёнка – сама семья. То, как отношения мамы и папы влияют на растущую личность, никакие курсы не переплюнут. И всё же хочется верить, что если этот курс у нас будет, то это повлияет на что-то в семье. Ещё Чехов говорил, что культура заключается как раз в сдержанности в этих вопросах. Не зря интимные отношения называют интимными. Это то, что не принято демонстрировать или громко, постоянно, назойливо об этом говорить.

Великий педагог Сухомлинский писал, насколько важно у юношей и девушек воспитать ценность именно семейных отношений. Он учил: если тебе нравится девушка, старайся в ней полюбить прежде всего мать твоего будущего ребёнка, а потом уже женщину.

Вот такие разговоры с детьми действительно нужны в школе.

Человек из народа

Надежда Попова, почтальон, с. Ангасяк, Башкирия:

У меня две дочери и два сына. По опыту знаю: вопрос, откуда берутся дети, ребёнок задаёт в 3–4 года. Ему не нужны подробности сексуальных отношений, он хочет знать, родные ли ему папа с мамой. Или, как сказала глупая тётя, его «нашли в капусте»?

Ответ должен быть простым и честным: ты вырос из маленького семени у мамы в животе и все тебя ждали! Вопрос про семечко – откуда оно, чьё – появится у ребёнка позже. И тут уже надо рассказать, что семечко папино. А попадает оно туда только тогда, когда папа и мама хотят детей, любят друг друга и спят вместе.

Вообще нам, деревенским, не приходится много объяснять детям про половые отношения. Вот корова орёт, требует любви – ей приводят быка. Или они сами друг друга находят на пастбище. Вот петух ухаживает за курами, кот – за кошкой. Дети видят, как спариваются животные, как рождаются котята, как ягнится овца. И это нормально, это жизнь. Моя младшая дочь, девяти лет, может рассказать, кто такой боров или супоросная матка, чем тёлка-нетель отличается от коровы, а жеребец от мерина. Всё это она узнала из разговоров, которые ведутся в семье, – мы выращиваем скотину на подворье.

Конечно, наблюдая за спаривающимися лошадями, не всё поймёшь о семейной жизни и любви. Станет дочь подростком – подсуну ей книжки о гигиене девушки, какие опасности таятся в бездумных половых отношениях. Главное в таких разговорах – подобрать правильную интонацию.

Автор: Юлия Шигарева
Ключевые слова: Гаджеты и телеком
Источник: АиФ
просмотров: 129

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.