Автор (в разных ипостасях) без малого полутора сотни документальных фильмов о спорте, ставший лауреатом (вместе с Дашей Червоненко) юбилейного (ноябрь 2023 года) 40-го фестиваля Международной федерации спортивного кино в Милане в номинации "Великие чемпионы" с документальным фильмом "Александр Тихонов. Властелин своей судьбы", член Совета Международной федерации спортивного кино и телевидения Евгений Богатырёв в беседе с нашим корреспондентом говорит о журналистике, кино, телевидении, спорте и жизни.
Как вы пришли в спортивную журналистику?
- Я родился, можно сказать, на волейбольной площадке. Папа был тренером мужской волейбольной команды ЦДКА и сборной СССР, первой нашей команды, выигравшей титул чемпионов мира, а мама – спортивный врач. Сколько себя помню, жил в мире спортивных страстей, дружил с великими мастерами волейбола – Владимиром Щагиным, Константином Ревой, Евгением Алексеевым. И еще в юности решил, что память об этих спортивных уникумах надо сохранить; стал записывать интервью с ними, писать зарисовки, а потом и очерки; а позже и снимать фильмы.
Что такое "ФиС" прямо сейчас?
- Журнал "Физкультура и спорт" на данное время единственный в России журнал о спорте и здоровом образе жизни, издание, которое несет позитив. Мы публикуем материалы о пути к победам лучших спортсменов России и вспоминаем спортивных звезд минувшего, рассказываем о фанатах здорового образа жизни и новых методиках оздоровления. Подписчики "ФиС" фактически нас содержат, и мы стараемся оправдывать их надежды. Ну, а те, кто считает, что время просветительской литературы прошло, заблуждаются. Знаете, каким тиражом выходит популярный американский журнал "Спорт иллюстрейтид"? 3 миллиона экземпляров!
Ваша книга "Повесть об олимпийском характере" сейчас библиографическая редкость - как вы ее писали, и почему именно эти герои?
- Так называлась популярная рубрика журнала, родившаяся в начале 70-х, задолго до того, как я пришел в "ФиС". Под ней публиковали свои очерки, размышления, эссе золотые перья советской спортивной журналистики: Станислав Токарев, Александр Кикнадзе, Александр Марьямов, Александр Нилин, Анатолий Чайковский. А в 80-е стал эту рубрику вести я. И так потихоньку стала складываться книга.
Вы работали на пятнадцати Олимпиадах. Если возможно — пару самых ярких впечатлений.
- Извините, но мне тогда придется пересказать книгу! Надеюсь, в феврале выйдет ее второе издание. И те, кто интересуется нашей спортивной историей, узнают и то, что в свое время оставалось за кадром. Впрочем, это уже можно сделать сегодня. На цифровой платформе "Премьер" вышел документальный 12-серийный фильм "Игры и люди" - об олимпийской истории России. К работе над ним меня привлек Виталий Георгиевич Смирнов, многие годы представлявший нашу страну в МОК. Вместе с коллегами я отдал этой работе почти два года жизни. И я очень рад, что влился в эту творческую команду под началом Дмитрия Иванова.
Что вы думаете о нынешней ситуации с недопуском российских спортсменов к Играм в Париже?
- Посмотрите наше кино. И вам все станет ясно. Если бы сегодня Международный олимпийский комитет возглавлял человек уровня Хуана Антонио Самаранча, стоявшего у руля МОК два десятилетия, это движение вышло бы с честью из того жесточайшего кризиса, в который само себя загнало… А на нынешних рулевых особой надежды нет!
На протяжении многих лет вы были членом президиума Федерации легкой атлетики СССР и России. Что и когда пошло не так — допинговая история и "бан" для федерации?
- Когда власть в Федерации захватила команда выдвиженца министра спорта Виталия Мутко самарца Шляхтина, легкая атлетика из успешного олимпийского вида спорта стала неолимпийским. Вот и вся история с географией!
Не забуду эпизод, свидетелем которого я стал на 3-м этаже Олимпийского комитета России, в двух шагах от приемной президента. Идет по коридору ОКР легендарный атлет, а ныне профессор ГЦОЛИФКа, пожизненный член ИААФ от России Игорь Тер-Ованесян, а навстречу ему Шляхтин с помощником. Игорь Арамович здоровается. Новоявленный президент Федерации кивает в ответ. А потом спрашивает у помощника, кивая на Тер-Ованесяна: а кто, мол, это?...
Вы являетесь автором (в разных ипостасях) без малого полутора сотни документальных фильмов о спорте. Как происходил переход от журналистики к режиссуре?
- Кумир моей юности Юрий Визбор, блестяще проявивший себя во многих творческих ипостасях, на вопрос, кто же он по профессии, отвечал: я – журналист, а все остальные профессии производные от той главной, которой я себя посвятил… А режиссером я стал из-за безденежья 90-х, когда приходилось снимать фильмы за копейки. Так появились мои первые режиссерские работы: "Лев Яшин: легенды и были", "Валентин Сыч. Джеймс Бонд советского спорта", "Николай Старостин. Отец "Спартака", "Александр Попов. Линии судьбы", "Как мы брали Турин", "Спасибо, доктор!" и другие, отмеченные призами многих представительных кинофестивалей и не раз показанные на ведущих телеканалах. Профессии режиссера я учился у таких мастеров своего дела, с которыми работал над фильмами, у Ильи Семеновича Гутмана, Владимира Федоровича Коновалова, Алексея Евгеньевича Габриловича. У меня были прекрасные учителя! Спасибо им за науку!
"…герои фильмов Богатырева — это не ходульные персонажи, а живые люди, волею судеб попавшие в экстремальные обстоятельства…" — так говорил о ваших картинах один из коллег. Почему для вас конкретный человек важнее его спортивного результата?
- Очки, голы, секунды – это удел репортеров. А кино – это искусство человековедения. Почему фильмам, над которыми я работал, сопутствовал успех? Наверное, потому что я берусь за фильм только о том человеке, которого знаю ни один год, которого люблю. Все в жизни, и в кино, в том числе, начинается с любви.
Как вышло, что именно Валерий Борзов стал первым вашим "соавтором" в спортивном кино?
- Да, нет, моим соавтором в этом проекте стал интересный, самобытный режиссер Игорь Коловский, для которого форма была подчас важнее содержания. А Борзов был чем-то вроде актера. Прочитав мою заявку на фильм, Игорь так объяснил свой выбор. "Недавно посмотрел фильм "Андрей Рублев". Он был героем своего времени, а героем нашего стал самый быстрый человек планеты Валерий Борзов!" Как передать ритм времени? Борзов стартует, а параллельно берет разгон космическая ракета. Борзов бежит под ритмичную музыку, еще никому неизвестной в нашей стране группы "Бони М"… Одним словом, фильм состоялся. И я заболел кино.
Как вам работалось с Константином Ивановичем Бесковым?
- Замечательно. Он дружил с моим отцом, известным волейболистом, а потом и тренером с довоенных лет. Это и помогло попасть в святую святых - раздевалку московского "Спартака" и на установках, и в перерывах между таймами, даже на решающих матчах… Прошло столько лет, а фильм "Невозможный Бесков", над которым мне посчастливилось работать с Александром Нилиным и Алексеем Габриловичем, до сих пор каждый год показывают по нашему ТВ, чаще всего, на телеканале "Культура".
Для нынешней молодежи объясните в нескольких предложениях: кто такой Алексей Габрилович и что он сделал для отечественной культуры?
- С Алексеем я познакомился на бегу, в Доме творчества журналистов и кинематографистов в Пицунде. По утрам тогда из всей творческой братии выходили на зарядку два человека: Алексей Евгеньевич и я. В конце концов познакомились, и Габрилович мне пожаловался, что ему навязывают в герои хоть и легендарного спортсмена, но бирюка, который двух слов связать не может. И я его обещал познакомить с Тамарой Быковой, личностью яркой и незаурядной. Обаятельной женщиной, которая к тому же за словом в карман не лезет. Мы бросили отдых и помчались под Сухуми, где сборная страны готовилась к важным стартам. Габрилович влюбился в Быкову с первого взгляда. Ну, а фильм "Высота Тамары Быковой" мне кажется, удался. Во всяком случае, он был продан в 22 страны мира, что тогда стало для нашей кинодокументалистики рекордом.
Как вам тогда, практически в закрытой стране без интернета и соцсетей, удавалось "разговорить" спортсменов для своих картин?
- Никакого секрета нет. Когда ты хорошо знаешь своего героя и говоришь с ним на равных, то он открывается тебе. Если тебе бывать на тренировках интересно, то кино не может не удастся.
"Человек свободного стиля" — картина о легендарном комментаторе Владимире Маслаченко — так и не была показана в России, только в Украине. Почему и как?
- Это не совсем так. Этот фильм не был показан у нас при жизни Маслаченко. На прощании с ним в "Останкино" я поделился с кем-то из коллег, что сделал такую работу. Наш разговор услышали парни из Донецка, и тут же предложили устроить премьеру на своем футбольном канале. А пару лет назад состоялась и российская премьера на телеканале "Ретро" (телекомпания Стрим-ТВ).
Каким вы помните Льва Яшина?
- В середине 60-х мне посчастливилось бывать на тренировках московского "Динамо" Константина Бескова… Более сосредоточенного человека, чем Яшин, я не встречал больше в своей жизни. Попытка поговорить с ним даже после тренировки закончилась неудачей. А много лет спустя, когда я работал в известинской "Неделе" и мы проводили всесоюзные соревнования по мини-футболу, Лев Иванович, в ранге замначальника управления футбола Спорткомитета СССР, уже охотно общался с журналистами. Помню, я что-то у него спросил во Дворце спорта "Лужников", он ответил, и я побежал готовить церемонию закрытия турнира. И вдруг Яшин меня нагоняет, кладет руку на плечо и говорит: "Вы знаете, я вам еще не все сказал". И начинает объяснять, за счет чего блестяще играет в рамке вратарь столичных железнодорожников Милес.
Мне кажется, или футбола в ваших картинах больше всего, и почему?
- Вам только кажется. Среди моих героев немало волейболистов, легкоатлетов. А Елена Анатольевна Чайковская снялась в десяти моих фильмах. Самый последний "Конек Чайковской" с конца декабря 2019 г. по сегодняшний день был показан на каналах холдинга "Матч ТВ" более 250 раз.
Почему в СССР так много было трагических спортивных судеб?
- Потому что до поры до времени наши профессионалы считались любителями. Не было ни правовой базы, ни социальных гарантий.
Если бы пришлось выбирать — три ваших лучших фильма о спорте?
- "Елена Калинина. На коне!" (на 1 канале этот фильм показали под названием "Амазонка"), "Невесомость" (фильм об Игоре Тер-Ованесяне), "С мячом в Британию" (доку-драма, о футболистах московского "Динамо, совершивших в победном 1945-м турне по Великобритании).
Самый памятный приз международных фестивалей и конкурсов спортивного кино.
- Приз "За верность профессии" на кинофестивале "Профессия – журналист!", который проводят два творческих Союза – журналистов и кинематографистов России в 2020 году.
Почему, по-вашему, нынешние картины о спорте вызывают больше критики и неприятия, чем одобрения?
- Наверное, вы об игровых фильмах о спорте… Они часто не оправдывают надежд любителей спорта, потому что их делают люди, имеющие слабое представление о спорте. Когда же берутся за дело профессионалы – и в спорте, и в кино, как это случилось на съемочной площадке фильма "На острие", то результат на лицо. Напомню, что режиссер этого фильма Эдуард Бордуков – мастер спорта международного класса. Его игровая лента "Коробка" завоевала шесть десятков призов на международных кинофестивалях. А автор идеи, один из продюсеров Михаил Дегтярь – мастер спорта по фехтованию, обладатель четырех ТЭФИ как кинодокументалист.
Вы представляете Россию в Международной федерации спортивного кино и телевидения, работающей под патронажем МОК. Удается ли в нынешнее время поддерживать сотрудничество и если да, то каковы ближайшие планы федерации спортивного кино?
- Да, все в порядке. Минувшим летом я избран членом Совета этой организации. Чем мы занимаемся? Проводим более двух десятков спортивных кинофестивалей на 5 континентах земного шара. И фильмы наших мастеров кино с интересом смотрят люди в разных странах. Например, мы недавно открыли для себя Кению. В прошлом году блестящий фильм "Дайте мне победить", над которым работала большая команда студии "Остров" во главе с продюсером Сергеем Мирошниченко, завоевала на кинофестивале главный приз в номинации фильмов о необычных людях. А на кинофестивале в Милане, пожалуй, главном спортивном кинофестивале мира стал лауреатом фильм, над которым мы работали с Дашей Червоненко (спасибо за помощь Славе Кубицкому!) "Александр Тихонов. Властелин своей судьбы".
Членство в Международной ассоциации спортивной прессы помогало (до 24 февраля 2022года) вам в вашей работе над спортивными картинами и как конкретно?
- О чем вы говорите? Членство в АИПС – это не более чем формальность.
Вы лауреат премии "Спортивный Парнас" (2021 год) как лучший спортивный журналист года. Игорь Рабинер, которого вы опередили в номинации, не обиделся? И какие у вас отношения с коллегами — что вы думаете о "цеховой солидарности"?
- У нас прекрасные отношения с Игорем, как, впрочем, и с подавляющим большинством моих коллег. А чего обижаться? В тот год нас выбирали читатели и зрители. За меня люди отдали больше голосов…
Скандалы, интриги, расследования и "кликабельность" — это веяние времени, или упадок журналистики?
- Я этим не занимаюсь. Не суди сам, и не судим будешь – вот принцип, которым руководствуюсь я.
Про что или кого вы хотели бы снять фильм или написать книгу, но так и не получилось?
- Помните слова: хочешь насмешить Бога, поделись с ним своими творческими планами?.. Так что – воздержусь от признания…
Вам скоро ВОСЕМЬДЕСЯТ — Здоровья вам! Какие планы на жизнь?
- Мне греют душу слова Андре Моруа: "Старость – дурная привычка, которую не успевают приобрести очень занятые люди". Пока мы востребованы – жизнь продолжается!
Владимир Сабадаш
Фото – из личного архива Евгения Богатырёва
Узнать больше о персонах из публикации:
');
}
var functionchange = function () {
if (
$.trim($("#CommentText").val()) != ""
&& (($.trim($("#CommentText").val()) != "Комментарий" && !$("#CommentText").hasClass("interview")) || ($.trim($("#CommentText").val()) != "Ваше мнение" && $("#CommentText").hasClass("interview")))
&& $.trim($("#AuthorName").val()) != ""
&& $.trim($("#AuthorName").val()) != "Ваше имя"
) {
$('#sendCommentForm .coment_field div.btn').removeAttr("disabled");
$('.coment_field .message').text("");
}
else
$('#sendCommentForm .coment_field div.btn').attr({ "disabled": "disabled" });
};
$("#CommentText, #AuthorName").keyup(functionchange);
$("#CommentText, #AuthorName").blur(functionchange);
$("#CommentText, #AuthorName").click(functionchange);
$('#sendCommentForm .coment_field div.btn').click(function (el) {
if (
$.trim($("#CommentText").val()) != ""
&& (($.trim($("#CommentText").val()) != "Комментарий" && !$("#CommentText").hasClass("interview")) || ($.trim($("#CommentText").val()) != "Ваше мнение" && $("#CommentText").hasClass("interview")))
&& $.trim($("#AuthorName").val()) != ""
&& $.trim($("#AuthorName").val()) != "Ваше имя"
) {
$(this).attr({ "disabled": "disabled" });
$.ajax({
type: "POST",
url: "/ajax/ajaxsetcommenthash",
data: {},
async: false,
success: function (d) {
$('#CommentHash').val(d.guid);
}
});
$.ajax({
type: "POST",
url: "/ajax/sendcomment",
data: {
CommentText: $("#CommentText").val(),
AuthorName: ($.trim($('#AuthorName').val()) == "Представьтесь") ? "Ваше имя" : $('#AuthorName').val(),
CommentHashID: $('#CommentHash').val(),
NewsId: $('#NewsId').val(),
ParentCommentId: $('#ParentCommentId').val()
},
async: false,
success: function (d) {
if ("yes" == d.result) {
$('#commentForm').hide();
$("#CommentText").val('');
$('#commentFormMessage').text('Ваш комментарий успешно отправлен администратору');
$('.coments_field .action_btn_blk .btn').show(200);
} else if ("timeout" == d.result)
$('#commentFormMessage').text(' Внимание! Количество сообщений в минуту превышено');
$('#sendCommentForm .coment_field div.btn').removeAttr("disabled");
return false;
}
});
}
else if ($.trim($("#AuthorName").val()) == "Ваше имя") {
$('.coment_field .message').text("Не введено имя");
}
else if ($.trim($("#CommentText").val()) == "Комментарий" && !$("#CommentText").hasClass("interview")) {
$('.coment_field .message').text("Не введен комментарий");
}
else if ($.trim($("#CommentText").val()) == "Ваше мнение" && $("#CommentText").hasClass("interview")) {
$('.coment_field .message').text("Не введен комментарий");
}
return false;
});
});