Одна публикация об угрозе из России, другая... И западные обыватели начинают ассоциировать нашу страну исключительно с негативом и опасностью. Чем не русофобия, только разыгранная тонко, исподтишка?
Глобальное потепление грозит высвобождением древних вирусов, которые были найдены в вечной мерзлоте Сибири. Попав в живые клетки, они могут привести человечество к новой пандемии. Об этом пишет британское издание The Guardian, ссылаясь на мнение французских учёных.
А где находится Сибирь? Правильно, в России. Значит, и угроза неведомой смертельной болезни у западного обывателя будет ассоциироваться с Россией. В общем, ничего нового.
«Воскресили» и расшифровали
«На данный момент анализ пандемических угроз сфокусирован на заболеваниях, которые могут возникнуть в южных регионах, а затем распространиться на север. При этом мало внимания уделяется возможной вспышке, которая возникнет на Крайнем Севере, а потом распространится на юг, — и я считаю, что это упущение. Там есть вирусы, которые могут заразить людей и вызвать новую эпидемию», — приводит The Guardian слова генетика Жан-Мишеля Клавери из университета Экс-Марсель.
Этот учёный ещё в 2014 году возглавил исследовательскую группу, которая выделила живые вирусы из проб сибирской вечной мерзлоты и доказала, что они по-прежнему способны заражать одноклеточные организмы. Возраст вирусов составлял десятки тысяч лет, но их удалось «воскресить» в лабораторных условиях и затем расшифровать их геном.
Исследовались семь образцов мерзлоты, взятых в разных районах Сибири — возле рек Лена и Яна, в Якутской области и на Камчатке. Всего специалисты из французского Университета Экс-Марсель выделили и изучили 13 вирусов. Они принадлежали к пяти различным родам инфекционных агентов, поражающих амёб. Один штамм питовируса (Pithoviridae) до этого учёным известен не был.
Возраст «воскрешённых» вирусов определили в 27-48,5 тысяч лет. Авторы исследования отмечали, что в лабораторных условиях они стали вирулентными, то есть заразными. Такие патогены называют «зомби-вирусами».
Болезнь из далёкого прошлого
Нынешняя публикация в The Guardian — по сути, отголосок той научной работы. К звучному образу «зомби-вирусы» британские журналисты добавляют ещё один. «Штаммы этих "микробов Мафусаила" уже были выделены исследователями», — пишут они.
По словам авторов статьи, учёные весьма обеспокоены этой находкой. Потепление климата способствует высвобождению из зон вечной мерзлоты опасных и неизвестных науке патогенов, против которых у людей может отсутствовать иммунитет. Так человечество окажется перед угрозой новой пандемии. То есть следующая смертоносная вспышка может быть вызвана вирусом, пришедшим не из животного мира, как было с COVID-19, а из далёкого прошлого, подчёркивают журналисты.
А Жан-Мишель Клавери обращает внимание, что к высвобождению огромного количества патогенных микробов может привести не только потепление климата, но и промышленное освоение Арктики. Дескать, люди займутся добычей полезных ископаемых, будут вдыхать эти вирусы и заражать других.
И это уже заставляет задуматься: а нет ли во всём этом политической подоплёки? Сибирь-то находится в России. А значит, и угроза неведомой смертельной болезни у западного обывателя будет ассоциироваться с Россией.
«Мерзлота опасна не больше, чем почва под ногами»
Для начала — вопрос. Действительно ли вирусы из вечной мерзлоты могут представлять опасность для людей?
«Гигантские вирусы амёб оказались очень распространены в природе. Раньше я не верил публикациям об их оживлении из мерзлоты, но оказалось, что это возможно. Однако сколько-нибудь реалистичной угрозы для человека из мерзлоты не исходит. Вирусы вообще являются важной частью окружающей нас биоты — они вокруг нас везде, причем большинство из них инфицируют бактерии и другие микроорганизмы. Мерзлота в этом смысле опасна ничуть не больше (а точнее, даже сильно меньше), чем обычная почва под ногами, особенно в городе», — объясняет доктор биологических наук, вирусолог Андрей Летаров.
Эти научные исследования идут уже более 10 лет. Хорошо, что они проводятся: надо изучать пробы из вечной мерзлоты, чтобы знать, какими были древние вирусы и бактерии, и разрабатывать лекарства для противодействия этим патогенам. Учёные, образно говоря, выступают как разведчики новых потенциальных угроз. Но в данном случае речь идёт о вирусах, которые не представляют опасности для человека, — говорит академик, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета, доктор биологических наук Сергей Нетёсов. — Вряд ли вирусы амёб сразу перескочат на людей, для начала им надо перейти на грызунов. Их патогенность для грызунов учёные сейчас проверяют.
Что касается политической подоплёки, то вышедшая статья охватывает не все исследования на эту тему. Упомянутые в ней французские учёные работают только в России. Но вечная мерзлота есть также в Канаде, США, скандинавских странах. И там тоже работают учёные-вирусологи».
А вдруг это и есть проект «болезни Х»?
Возможно, действительно работают, и даже наверняка. Но The Guardian (а её сайт является самым посещаемым из сайтов британских газет) пишет о зомби-вирусах именно из Сибири. Одна публикация об угрозе из России, другая... И люди постепенно начинают ассоциировать нашу страну исключительно с негативом и опасностью. Чем не русофобия, только разыгранная тонко, исподтишка?
«С точки зрения формальной логики, придраться тут не к чему: никаких антироссийских высказываний ни издание, ни тем более сами учёные не допустили, — комментирует Андрей Летаров. — Ну, есть какие-то амёбные вирусы в мерзлоте — мало ли где они есть... Да и сколько ни промывай людям мозги, а возложить ответственность за сохранение вирусов в вечной мерзлоте на Россию или её президента — довольно дико.
Я далёк от конспирологии и не хочу говорить с её позиций. Но сейчас многие политические аналитики активно обсуждают якобы вынашиваемые определёнными акторами идею возможного глобального биотеррористического проекта "болезни Х", которая может быть кому-то нужна, чтобы изменить существующие геополитические расклады. Не готов комментировать, насколько эти опасения оправданы, но теоретически привлечение внимания к вирусологическим угрозам с территории России может скрывать подготовку к фальсификации источника заражения.
Дело в том, что большинство вирусов, с которыми мы что-то сравниваем, не существуют в виде реальной лабораторной культуры. Часто это просто последовательности генома, определённые из того или иного природного материала без биологического культивирования вируса. По умолчанию считается, что то, что пишет учёный в своей рукописи, — правда, и если он публикует какую-то последовательность генома, предполагается, что он её честно определил. Однако при желании (и тем более с использованием искусственного интеллекта) можно сфабриковать не только последовательность генома, но и первичные данные — то, что было собрано с приборов.
А далее можно приписать рукотворную эпидемию, если удастся её запустить, любому источнику, который удобен и желателен по политическим соображениям. Например, вирусу из вечной мерзлоты в Сибири.
И если всё сделано грамотно, проверить это будет достаточно сложно. Но лично я всё-таки полагаю, что вирусы амёб — это всего лишь вирусы амёб, даже если они пришли из России на страницы британской печати».