Анна Шафран
Телерадиоведущая
Во Франции традиционно принято делать политическую карьеру через постель — раньше этим занимались преимущественно женщины, такие как мадам Помпадур или пресловутая Жанна Дюбарри, фильм про которую в прошлом году получил семиминутную овацию на Каннском кинофестивале. То есть овацию, конечно, получил исполнитель роли Людовика Джонни Депп, но кому какая разница?
Также по теме
Габриэль Атталь назначен новым премьером Франции
Новым премьер-министром Франции назначен 34-летний Габриэль Атталь, ранее работавший министром образования. Накануне Элизабет Борн...
А вот теперь премьер-министром Франции стал 34-летний Габриэль Атталь, половой партнёр 38-летнего Стефана Сежурне, лидера макроновской партии «Возрождение». Напомню, что сам Макрон стал президентом в 39 лет, сейчас ему 46, так что во Франции уже шутят, что общий возраст главы государства и главы правительства меньше, чем у Джо Байдена. По поводу половой ориентации Макрона, официально женатого на женщине, которая старше него на 24 года, во Франции, к слову, тоже немало слухов и сомнений.
Но, как отметил однажды Владимир Путин, «говорят, Чайковский был гомосексуалистом*, но мы любим его не за это». Ориентация нового французского премьера — лишь дополнительная «вишенка на торте» для европейских и американских либералов, но главой правительства он стал вовсе не поэтому.
Франция, как и вся Европа, пребывает в затяжном и очень глубоком кризисе. Экономические проблемы, начавшиеся в ковид, усугубились после разрыва деловых связей с Россией. Безудержная помощь Украине опустошила не только склады оружия, но и бюджеты европейских стран. Плюс мигранты. Плюс старение населения. Плюс недоверие граждан к истеблишменту и усиление евроскептических настроений.
В позапрошлом году Эммануэль Макрон вполне откровенно заявил, что и во Франции, и в Европе в целом закончился «период изобилия и беззаботности». Он, правда, не уточнил, что причиной этого стали действия европейских политиков, включая его самого, но, судя по результатам почти всех последних выборов, большинству европейцев это и так очевидно.
Предыдущая глава французского правительства, Элизабет Борн, пробыла на своём посту полтора года. За это время она провела крайне непопулярную пенсионную реформу и неоднозначную миграционную реформу, что крайне негативно сказалось на рейтингах и самой Борн, и её правительства, и Макрона.
По сути, она принесена в жертву в надежде, что весь негатив останется с ней, а новое правительство начнёт как бы с чистого листа. У бывшего министра образования Атталя, кстати, личный рейтинг 40% — едва ли не самый высокий среди бывших членов правительства Борн. Его решение о строгом запрете традиционной мусульманской одежды в школах вызвало одобрение у многих уставших от мигрантов французов.
Кроме того, у Макрона идёт последний президентский срок. В 2027 году ему надо будет назвать преемника. Атталь, если ему удастся проявить себя на посту премьера, вполне может претендовать на эту роль.
Разумеется, оппозиционные французские политики отнеслись к назначению Атталя довольно скептически: Марин Ле Пен считает, что ждать от него нечего. Социалист Жан-Люк Меланшон написал в соцсети: «Роль премьер-министра испарилась. Президентский монарх правит один со своей свитой. Горе народу, чьи короли — дети».
Действительно, действия «молодых да ранних» политиков бывают весьма неоднозначны. В Австрии Себастьян Курц стал федеральным канцлером в 31 год, но после череды скандалов был вынужден не просто подать в отставку, но и заявить об уходе из политики. А в Финляндии Санна Марин стала премьером в 34 года, также отметилась скандалами, но самое главное — она привела ранее нейтральную и мирную страну в НАТО. Выборы после этого она проиграла, но дело было сделано, и теперь финны будут ещё долго расплачиваться за это решение и жить в качестве вероятной мишени.
Так что у Атталя впереди много вероятных направлений развития карьеры — от скорой бесславной отставки до выдвижения на президентских выборах в 2027 году. Нет среди этих направлений только одного — самостоятельного. Франция уже не первое десятилетие не проводит суверенной политики, подчиняясь Брюсселю и Вашингтону. И пока что нет никаких признаков того, что это может поменяться.
* ЛГБТ — организация признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России по решению Верховного суда от 30.11.2023.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.