Поставки отечественных товаров за рубеж растут, несмотря на санкции
Поддержанный Российским экспортным центром (РЭЦ) экспорт несырьевых неэнергетических товаров за девять месяцев 2023 года превысил 990 млрд руб. Это на 85% больше сопоставимых показателей прошлого года, следует из итогов года нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Таким образом, российские предприятия оперативно переориентировались на работу с дружественными странами.
Сделано в России
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» направлен на достижение национальной цели развития «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Он всесторонне поддерживает бизнес на каждом этапе при выходе на экспорт: компаниям предоставляется консультационная и финансовая поддержка, помощь в поиске новых рынков и партнеров, участии в выставках и сертификации продукции.
«Несмотря на развязанную против российского экспорта настоящую борьбу, российские экспортёры не только выстояли, приведя в трепет и недоумение наших оппонентов, но и успели нарастить объёмы, завести новые каналы сбыта, новых партнёров — преодолеть, по сути, все ограничения и барьеры», — отметил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.
Промышленный экспорт значительно пострадал от внешних ограничений, но сейчас происходит замена разорванных цепочек, восстанавливается производство, предприятия переориентируются на рынки дружественных стран, подчеркнула гендиректор Российского экспортного центра Вероника Никишина. По ее словам, восстановление роста экспорта — ярко выраженная тенденция.
В 2023 году удалось сохранить и нарастить портфель финансирования экспортных проектов с использованием инструментов национального проекта. Экспортеры могут получить страховую поддержку АО «ЭКСАР» для экспортных кредитов и инвестиций. Или обратиться за кредитно-гарантийной поддержкой в АО «РОСЭКСИМБАНК», чтобы вывести свою продукцию на внешние рынки с конкурентоспособной ценой и качеством. В мае РОСЭКСИМБАНК получил новые функции по поддержке предприятий, заинтересованных в импорте для сохранения производственных мощностей.
«РЭЦ во главе с Вероникой Никишиной серьезно поддерживает внешнеэкономическую активность компаний несырьевого экспорта, и именно этот сектор сегодня активно растет. Теперь РЭЦ делает следующий шаг — запуск системных мер для тех производителей, которые будут работать под "зонтиком" единого бренда "Сделано в России". И спрос на это точно есть, например, в КНР как раз заинтересованы в широкой линейке продуктов, а не в одном производителе», — отметил президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин.
«Экспортер года»
В РЭЦ выделяют три отрасли с наибольшим экспортным потенциалом по итогам 2023 года. Самая динамично развивающаяся отрасль —агропромышленный комплекс, который отчасти благодаря санкциям не только прошел период импортозамещения, но и стал одним из локомотивов экспорта России. Экспорт АПК показал значительный рост, за 9 месяцев 2023 года его объем вырос в полтора раза, и эта отрасль будет одним из драйверов российского экспортного потенциала.
Вторая отрасль — ИТ и телекоммуникации. Ряд компаний, имеющих уникальные компетенции, делает серьезную ставку на экспорт. И здесь российским компаниям также помогает текущая ситуация, потому что дружественные страны Ближнего Востока и Глобального Юга задумались об информационной безопасности и технологической независимости.
Третий сегмент, который редко воспринимается в разрезе экспорта, — это логистика. Транспортно-логистические услуги стали крупнейшим сегментом в экспорте услуг в России: на них приходится больше четверти экспорта услуг. Уход глобальных морских линий с российского рынка, а также развитие транспортных коридоров (Севморпуть и МТК «Север-Юг»), по прогнозам РЭЦ, приведут к развитию сегмента транспортно-логистических услуг.
В 2023 году во Всероссийском конкурсе «Экспортер года» победителей и призеров установили в 20 номинациях. В этом году в конкурсе появилась новая дополнительная номинация для МСП — «Лучший экспортер в сфере электронной торговли». Традиционно активнее всех в конкурсе участвуют промышленники: на номинацию «Экспортер года в сфере промышленности» поступило 668 заявок. Вторая по популярности номинация — «Экспортер года в сфере базовой продукции АПК» (177 заявок), а третья — «Экспортер года в сфере готового продовольствия (высокие переделы)» (162 заявки).
В финал вышли 112 компаний. В федеральном этапе лидируют компании ЦФО (20 номинантов, 13 компаний), ПФО (20 номинантов, 18 компаний), СФО (18 номинантов, 15 компаний), ЮФО (18 номинантов, 13 компаний), СЗФО (17 номинантов, 13 компаний). Самыми же активными в разрезе регионов оказались экспортеры Санкт-Петербурга (111 заявок). За ними следует Свердловская (80 заявок), Нижегородская (71 заявка), Владимирская (67 заявок), Саратовская (64 заявки) и Московская (63 заявки) области.
Премия «Экспортер года» учреждена Правительством Российской Федерации и проводится по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт». Как всероссийский конкурс она проводится последние пять лет. За это время в конкурсе приняло участие более 6,2 тыс. компаний.
Платформа «Мой экспорт»
За три года работы цифровой платформы «Мой экспорт» количество зарегистрированных на ней компаний увеличилось почти в 10 раз: с 2,5 тыс. за 2020 год до более 23 тыс. в 2023 году. Когда цифровая платформа начала свою работу, пользователям было доступно 14 услуг, сегодня их число составляет 116. За год число компаний, зарегистрированных на «Моем экспорте», выросло почти на 70%. В течение 2023 года было оказано более 86 тыс. услуг, а всего же за время существования платформы — свыше 115 тыс. услуг.
На платформе «Мой экспорт» самыми популярными услугами, оформленными за все время, стали получение фитосанитарного сертификата, компенсация участия в выставках и бизнес-миссиях, аналитические отчеты о товарно-страновом профиле со списком потенциальных покупателей, подбор маркетплейсов, государственная поддержка транспортировки промышленных товаров и товаров АПК, а также анализ возможностей экспорта по выбранному товару и учебные пособия Школы экспорта РЭЦ.
В следующем году продолжится развитие платежного сервиса, перевод «в цифру» услуг от региональных центров поддержки экспорта, которые сейчас работают в 82 регионах страны. Планируется, что на платформе появятся новые программы по обучению ВЭД от Школы РЭЦ. Пополнится перечень цифровых финансовых продуктов от Группы РЭЦ: в онлайн-формате можно будет получить дополнительные услуги по страхованию и кредитно-гарантийной поддержке.
По данным РЭЦ, количество российских компаний на мировом рынке выросло на 57% за шесть лет. Это результат поддержки несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) государством. Так, в 2016 году предприятий-экспортеров ННЭ было 45,5 тыс., а в прошлом году их число выросло до 71,5 тыс.
В зарубежных павильонах РЭЦ представлено сельскохозяйственное сырье и продукты переработки, иван-чай и мед, готовая мясная продукция, крабы, различные напитки, в том числе минеральная вода, а также молочная и ореховая продукция. Размещение в демонстрационно-дегустационных павильонах, а также другие инструменты продвижения экспорта, доступные благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт», актуальны и эффективны для компаний любого сегмента. В программе участвуют как крупные и довольно опытные экспортеры, так и небольшие предприятия и индивидуальные предприниматели, которые только начинают развивать экспортное направление.