В Татарстане началось активное обсуждение нового сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», в котором рассказывается о подростковых казанских группировках 80-х годов. Глава региона Рустам Минниханов предлагает запретить сериал, ссылаясь на то, что там идет романтизация насилия и криминала, а также из-за того, что «такие фильмы не соответствуют той политике, которую мы преследуем». При этом часть людей, участвующих в дискуссии, не согласны с такой позицией Минниханова. По их мнению, в сериале показана история региона, и говорить о том, что он порочит Татарстан или воспевает запрещенную экстремистскую идеологию – неверно.
Эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», сошлись во мнении, что этот сериал – талантливо сделанная история. Однако член совета МРО «Деловая Россия», председатель комитета по предпринимательству в сфере кино-, видео-, театрального и рекламного производства Георгий Житков считает, что глава Татарстана прав, и нужно запретить выход сериала, который хоть и сделан качественно, но все же несёт в себе деструктивный подтекст: «Мы только пережили и стали забывать бандитскую криминальную романтику 90-х, а сейчас мы снова это поднимаем. И получаем примеры, когда молодёжь, вдохновившись этим сериалом, идет убивать, как это было на днях в Иркутске, где зарезали 14-летнего мальчика». По мнению эксперта, нужно задумываться об ответственности за молодое поколение, о тех идеалах, которые нужно вложить им в души. «Если хотим снова эту бандитскую романтику поднять, то это один вопрос, но у государства установка на другие идеалы для молодежи. Я боюсь, что эта бандитская романтика, а молодёжи ведь нужна романтика, чувство общности, товарищества, взаимовыручки, приведет к страшным последствиям. Чем быстрее мы сделаем что-то хорошее, такое же талантливое, но позитивное для молодёжи, тем проще нам будет», – подчеркивает Житков.
Философ и политолог Сергей Волобуев считает, что Минниханов поступает правильно, и как руководитель субъекта Федерации, и как гражданин: «Как гражданин он имеет право на позицию. Как руководитель субъекта Федерации он обязан защищать имидж региона и отмежеваться от культурного продукта, бросающего тень на образ важной российской территории. Более того, руководитель региона обязан участвовать в реализации государственной политики по защите традиционных российских ценностей». При этом, по мнению Волобуева, неверно считать, что слова главы Татарстана повысят интерес к сериалу или придадут ему большую значимость. Потому что создатели сериала самостоятельно смогли раскрутить свой продукт. «Они выбрали метод общественно-политической провокации, вовлечение политиков, лидеров мнений, широкой общественности. Достаточно посмотреть на ленты новостей, каналы распространения информации о фильме», – подчеркивает Волобуев.
Член правления Гильдии продюсеров России Эдуард Пичугин отмечает, что в сериале есть привязка к региону: «Но к региону, который не относится к сегодняшнему Татарстану и к сегодняшней Казани. Это некая сказка о той эпохе, которой давно не существует, о той стране, которой нет. Нужно относиться к этому все-таки чуть проще, потому что чем больше люди будут об этом говорить и тем более запрещать, тем больше станет интерес». Пичугин подчеркивает, что в сериале нет никаких этнических предубеждений или националистической пропаганды. «Это же по большому счету художественное произведение, там нет пропаганды насилия, там просто отражение элементов той эпохи. Младшее поколение, которое эту эпоху не переживало, смотрит на картину с интересом, авторы добились того, что этот интерес присутствует». По словам эксперта, если рассматривать все сериалы с такой позиции, то пришлось бы запрещать больше 90% всех российских кинокартин.