Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

13:05, 02.12.2023

Русская формула общности

Крупнейшая геополитическая катастрофа Средневековья — падение Константинополя в 1453 году — в древнерусской традиции трактовалась посредством историософской формулы «за грехи». Грехом воспринималось отступничество от православия, от традиции и заключение Флорентийской унии с Западом. Это касалось не только вопросов веры, но и размывания цивилизационной уникальности.

Отступничество стало и причиной грандиозной геополитической катастрофы нашей современности — крушения СССР, а вместе с ним и исторической России. Общество предалось искушению оставить и разорить свой собственный дом, решило броситься с головой в никуда, в райские кущи иллюзии общечеловечества. Были внушены отторжение и абсолютный нигилизм к своей истории, культуре, традиции и в качестве единственного рецепта спасения объявлялся тотальный евроремонт с выкорчёвкой всего своего.

Также по теме

«В этом ключ происходящих событий»: Путин заявил, что Россия защищает свои моральные ценности и язык

Россия защищает свои ценности, свою историю и культуру и помогает это делать жителям Донбасса и Новороссии. Об этом заявил Владимир...

Россия практически перестала себя самоидентифицировать в качестве уникальной цивилизации и главной целью развития определила принцип «стать как все», уподобиться «развитому» миру. Быть хоть на третьих ролях, но отражать частичку света и сияния Запада.

Шли процессы цивилизационной деконструкции, которые то обострялись, как во времена перестройки, то обретали вялотекущий, но столь же неумолимый характер.

Вот и сейчас на пленарном заседании Всемирного русского народного собора Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что русские традиционные ценности находятся под мощным давлением. Как внутренним, так и внешним.

Это и понятно: после 24 февраля начались процессы цивилизационной регенерации России, её собирания и возвращения к себе. Россия не просто выступила за право на суверенность и против однополярного диктата, но и вступила в принципиальный аксиологический диспут против размывания и последующей утраты собственной идентичности по спускаемым установкам, против универсализма.

Чтобы получить реалистичное представление о нынешнем давлении, следует уяснить особенности того дрейфа по общепринятым стандартам, который предлагался России после развала Советского Союза.

Навязывался культ прагматики и индивидуализма, когда человек — обособленная и самоценная единица, которая никому ничего не должна, но пришла в мир, чтобы урвать от него всё, причём любой ценой. Свирепствовала баблофилия, а параллельно развивалась культура отмены. С её позиций традиция воспринималась за цепи и кандалы, а традиционные ценности — что порча. Утверждалось, что от всего этого может избавить универсализм — равнение на передовиков демократии, а значит, и вершинных в деле общественно-культурного строительства. Так, Штаты становились землёй обетованной моральных ценностей, мыслимых универсальными, а также монополистом концепции мирового порядка.

Обществу был внушён примат внеидеологической серости, мол, от любой идеологии — всё зло. Поэтому и не стоит пытаться сформулировать, что хорошо, а что плохо. Впрочем, периодически подбрасывались разговоры о «русской идее», которая, что алмаз в фильме «Шырли-мырли», может стать чудесным спасителем России. Все эти разговоры сводились к тому, что никакого «философского камня» русской идеи нет, поэтому не стоит изобретать велосипед, а надо просто перенять передовой опыт и равняться на него с перспективой окончательно переформатировать себя под лакированную Европу.

Бытовала точка зрения, что духовно-нравственные ценности — сфера услуг. Выбери себе по вкусу и ситуации, подбери, как модный аксессуар под костюм. Это якобы и есть свобода, примат же традиционных ценностей — что ходить строем во тьме невежества. Они безнадёжно устарели и отдают домостроевскими нравами и ещё больше отдаляют Россию от столбовой дороги мировой цивилизации. Чтобы освободиться от этого гнёта и распрямить плечи, их необходимо выкорчевать и заменить прогрессивными.

Подобным образом делалась ставка на «обчуждение» — именно так прогрессирующую культуру отмены отечественного называл писатель Валентин Распутин.

Сейчас мы наглядно видим, что через подобные мировоззренческие конструкции и человек начинает восприниматься гендерным конструктором, из которого можно собрать любую диковинку. Человек отменяется, замещается набором страстей, потребностей и желаний. Становится рабом низменного. Превращается в пустоту, а общество — в Дурацкий остров, описанный в своё время писателем Николаем Носовым. Там люди постепенно становятся баранами, которых стригут...

Традиционные ценности подменяла концепция эволюционирования ценностей, из которой как раз и проистекало не цивилизационное равноправие, а иерархия, на вершине которой исключительные примеры для безусловного подражания и почитания.

Также по теме

image «Агрессивно насаждается вседозволенность»: Лавров — о размытии традиционных ценностей на Западе

Глава МИД России Сергей Лавров принял участие во Всемирной конференции соотечественников в Москве. Тема встречи в этом году —...

Так и выстраивалась культура отмены как следствие прогрессирующего нигилизма, который длительное время ураганил в России.

Разве ещё совсем недавно была возможна концепция отечественной цивилизационной общности, озвученная президентом РФ Путиным, который заявил, что «русский мир — это Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз и современная Россия»? Мы привыкли брать всё по отдельности, опять же по собственному вкусу и пристрастиям, и расцарапывать до пустоты. Сейчас же это высказывание носит революционный прорывной характер, и в нём заложено традиционное восприятие отечественной истории как единого и провиденциального процесса — в противоположность хаосу дефрагментации, разделённости и усобицы.

Традиционные ценности — то, что переводит человека из состояния мятущегося и обречённого лермонтовского «паруса» (белой точки на белом листе бумаги) в контекст общности: семьи, общества, истории, Родины. Эта включённость и есть настоящий триумф человеческого, когда человек возвышается над собой, над своей ограниченностью, становится больше себя и уж точно не коротышкой на Дурацком острове. Именно традиционные ценности развивают творческий, а не нигилистический подход. Являются фундаментом для суверенного развития, а вовсе не консервации, самозамкнутости и обособленности.

Вот и Патриарх Кирилл в своём слове отметил, что именно традиция — «ключевое понятие, общий знаменатель в формуле русского мира». Разрыв или отступничество от неё всегда крайне болезненны и ведут к катаклизмам.

Сейчас внешнее давление на традиционные ценности проявляется через безудержную демонизацию России. Дескать, посмотрите, на кого она стала похожа, когда отвергла универсальные демократические ценности и решила жить своим умом — мигом все демоны её темной и кошмарной истории пробудились. Внутреннее давление — сила инерции тех самых деструктивных процессов отмены, когда Россия воспринималась лишь в качестве неоформленного материала, из которого можно попытаться что-то слепить.

В ситуации нынешнего беспрецедентного давления становится особенно ясно, кто есть кто и что есть что. Спали маски. Наступил момент истины. Так и вырабатывается иммунитет от отступничества, от отрицания и игнорирования своего. От чёрной воронки пустоты, которая возникает, когда выбит фундамент традиционных ценностей, когда нивелирована история общности. Из неё и вылезает чудище без рода и племени, что нынешний украинский выверт и отступничество.

«Настало время сугубой ответственности Церкви за наш народ и нашу страну», — заключил патриарх. Время общей ответственности, когда на кону — будущее единой отечественной цивилизации.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Ключевые слова: Религия
Источник: RT
просмотров: 146

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.