Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

16:01, 23.10.2023

Деньги на уборку. Бизнес заплатит за вред экологии 20 млрд рублей

Все собранные финансы могут быть направлены только на природоохранные проекты, которые проводят за счет бюджета.

Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят в бюджет все компании, чья нормальная работа неизбежно вредит экологии, на будущий год вырастет на 4,5%. Такое предложение подготовили в Минприроды.

«Размеры ставок платы в настоящее время являются существенно заниженными и требуют системного повышения для обеспечения стимулирующего эффекта на реализацию природоохранных мероприятий природопользователями», — объясняют в министерстве.

Кроме того, низкий размер экологических платежей снижает и мотивацию компаний по проведению природоохранных мероприятий, отмечают в Счетной палате. Затраты на реализацию таких проектов сейчас несоразмерны размерам экологических платежей.

Увеличение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду позволит нарастить экологическую часть бюджета с нынешних 18,9 млрд рублей почти до 20 млрд рублей, подсчитали в Минприроды.

По действующему закону эти деньги нельзя будет перенаправить на другие цели — они могут быть потрачены только на природоохранные мероприятия. В первую очередь на выявление и ликвидацию объектов накопленного вреда. Например, устранение заброшенных заводов, на территории которых остались опасные материалы или отходы, подъем со дна морей затонувших и затопленных судов и прочее.

Рост размера платы на 4,5% в Минприроды связали с инфляцией. Именно на нее предлагают увеличить размер действующей ставки.

«Даже 20 млрд рублей — это очень мало на природоохранные мероприятия в России, нам и 300 млрд рублей на эти цели не хватит, проблем накопилось очень много, и их надо решать, — считает директор института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. — С одной стороны, наша страна еще может продержаться и год, и два, и пять — экологической катастрофы не случится. Но многие загрязнения чреваты генетическими мутациями и другими последствиями, оценить которые в деньгах не представляется возможным. Если упустить время, то деньги, которые нужны для ликвидации накопленного вреда, будут только увеличиваться, причем с очень большими коэффициентами».

Кроме устранения того опасного мусора, что мы у себя накопили, государству надо найти деньги еще и на другие важные экологические проекты, добавляет Моргунов. Среди них — поддержка проектов по утилизации особо опасных загрязняющих веществ. Сейчас этим занимается Росатом, но одной госкорпорации не под силу справиться со всеми отходами. Также нужно помочь раздельному сбору твердых коммунальных отходов, их сортировке и утилизации.

«Приток денег на экологию не увеличивается, поэтому особенно важно максимально эффективно расходовать то, что удается собрать, — продолжает Моргунов. — Для этого нужна более прозрачная система распределения, консультации с экспертным сообществом. Очень важно не забросить то, что начали делать или хотя бы проектировать. Иначе уже потраченные деньги окажутся выброшенными на ветер, а проблемы так и не будут решены. Найти же дополнительные источники финансирования экологии сейчас вряд ли получится».

Платить за негативное воздействие на окружающую среду должен бизнес. Однако эти расходы становятся частью себестоимости, и, соответственно, их закладывают в цену товаров и услуг. Это должно побудить компании использовать наилучшие доступные технологии — за счет уменьшения объема выбросов они позволяют снизить сумму платежей, сократить издержки, снизить цену и, как следствие, получить конкурентное преимущество. По крайней мере, об этом не раз говорила вице-премьер Виктория Абрамченко.

Автор: Алексей Дуэль
Источник: АиФ
просмотров: 30

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.