Простой в конструкции НАМИ-1, аэродинамический ЗИС-Спорт, «Победа» как символ послевоенного возрождения страны, премиум-микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность», электромобиль-гаджет «Атом». В Музее транспорта Москвы на ВДНХ открылась выставка «Ты выглядишь на все 100!». Она посвящена вековой истории отечественного транспортного дизайна.
Корреспондент mos.ru в сопровождении специалистов музея совершил путешествие во времени — от 1920-х годов до современности. Рассказываем, как проследить отражение эпохи в автомобиле и какие редкие экспонаты, восстановленные по сохранившимся чертежам, представлены на выставке.
Рубаха-автомобиль и автобус как достижение культуры
Музей транспорта Москвы открыл новую выставку в павильоне № 26 «Транспорт СССР» на ВДНХ. Она продлится до 1 октября 2025 года. После этого павильон закроется на масштабную реконструкцию. А пока в вестибюле гостей встречает стильный микроавтобус «Старт», который был выпущен в 1960-х тиражом около 150 экземпляров. Именно он в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» увез Нину, оставив Шурика с ослом. Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко отметила, что «Старт» стоит здесь неслучайно.
«История дизайна в отечественном транспорте самобытна. Да, в прошлом веке мы не были в “головном вагоне поезда” и начинали с копирования зарубежных моделей. Но благодаря талантливым инженерам и художникам преемственность сменилась оригинальностью. Наши экспонаты продемонстрируют смену эпох, ведь транспорт одним из первых реагировал на изменения в стране с точки зрения функциональности и экстерьера. Это выставка-справка, гости узнают о создании шедевров советского автопрома и об их дизайнерах. А в последнем зале можно познакомиться с разработками машин будущего. Не зря микроавтобус “Старт” встречает и провожает посетителей: мы опять на старте открытия новых трендов в автодизайне», — уверена Оксана Бондаренко.
Сотрудник музея Антон Гурков проводит для нас экскурсию. На пьедесталах возвышаются ретромашины, на витринах красуются уменьшенные копии автомобилей разных десятилетий, а на волнообразных белых стенах размещены справки об истории экспонатов.
«Транспортный дизайн в России полноценно развился только после Октябрьской революции 1917 года. Молодая республика стремилась выйти на новый индустриальный уровень. Автомобили в то время становились частью повседневной жизни, но в нашей стране отрасль едва присутствовала. В 1920–1930-е создавали фундамент, на котором в дальнейшем строили автомобильную индустрию СССР. Изначально модели не отличались эстетикой. Прежде чем задуматься о ней, нужно было наладить производство. Первое легковое авто советской разработки появилось в 1927 году. НАМИ-1 должен был стать базовой машиной, своего рода рубахой. Но из-за ручной сборки он стоил как дорогой костюм», — улыбается Антон Гурков.
Модель действительно выглядит невыразительной по сравнению с соседкой — эмкой. С ГАЗ М-1 начали уделять внимание облику авто. Эмка тоже отражала свое время. В 1930-е был популярен стиль стримлайн-модерн: вытягивающиеся аэродинамические формы будто гнали транспорт вперед.
Рядом представлен ГАЗ-42 — вариант знаменитой полуторки с газогенераторным двигателем. Образец является одной из редких разновидностей этой модели. Она заправлялась дровами, подходила для суровых дорог и погодных условий, что пригодилось в Великую Отечественную войну. Машина ознаменовала переход СССР на массовое производство автомобилей. Рассмотреть в деталях можно и макет ЗИС-16, автобуса, перевозившего москвичей 90 лет назад. Наклон ветрового стекла, массивные крылья над передними колесами, «стремительная» решетка радиатора — советские люди воспринимали автобус как достижение
культуры.
От конки к электробусу: как развивался московский транспортПредки электробуса. Какой транспорт курсировал по улицам Москвы в разные эпохиЗвезда советского авангарда: как в гараже Константина Мельникова создают Музей транспорта МосквыМузей транспорта Москвы разработает детский маршрут для знакомства с постоянной экспозицией
Спортивный кабриолет 1930-х и «Победа» как символ послевоенного возрождения
Переходим к жемчужине выставки — восстановленной по чертежам копии суперкара ЗИС-Спорт. Массивный, тяжелый и рельефный автомобиль тем не менее олицетворяет скорость. Двухместный спортивный кабриолет не вписывался в советское мировоззрение конца 1930-х, когда стране нужны были в основном грузовики да танки. Но инженеры завода имени Лихачева (ЗИЛ) умудрились дать эксцентричному творению жизнь: они внесли его в список подарков к 20-летию комсомола. Антон Гурков показывает серебристые буквы на кузове — «XX лет ВЛКСМ». В годы войны машина «погибла», следы ее были утеряны.
«Рассказывать про ЗИС-Спорт можно долго, но лучше увидеть своими глазами. Это произведение искусства. Взгляните на гигантскую колесную базу, кузов длиной 5,7 метра, две двери и маленькую крышу. Учитывать пропорции в таких объемах сложно, но как же мастерски инженеры-энтузиасты проработали эстетику», — уточнил экскурсовод.
Позже, в 1940-е, заводы трудились для нужд фронта. Но, пройдя все трудности, страна посмотрела в светлое будущее. «Символом Победы в автомобилестроении стал ГАЗ М-20. Он так и назывался — “Победа”», — подчеркнул Антон Гурков.
На выставке можно изучить реальную модель машины-легенды. «Победа» ушла далеко вперед от довоенных «сестер». Так как экспонаты стоят поблизости, мы сравниваем тренды двух десятилетий: у ЗИС-Спорт широкие подножки и выдающиеся крылья, «Победа» же визуально не дробится и составляет единое целое. У нее нет рамы, кузов стал несущим, что позволило сделать автомобиль ниже и увеличить место в салоне.
Трамвай-стиляга и асимметричный самосвал
В 1950-е от излишеств в художественном оформлении архитектуры и техники решили отказаться. В поисках новой формы приложили много усилий. В следующем зале находится копия одной из самых красивых машин СССР — это двухдверный кабриолет «Москвич-408 Турист». Он предназначался для экспорта и проката, но не попал в массовое производство из-за недостатка мощностей для выпуска такой специфической модификации. В 1960-х создали два экземпляра этой модели.
В ту эпоху у художников появилась возможность достать чертежи, которые лежали в столе, и добиться мирового признания. Так случилось с разработчиками микроавтобуса класса люкс ЗИЛ-118 «Юность». В его основе — шасси правительственного лимузина. Он был предназначен для сопровождения делегаций, перевозки людей на курорты и в санатории. Премиальность подчеркивали хромированный декор и тонированные панорамные окна на крыше. «Юность» получила призы на ХVIII Международном конкурсе автобусов в Ницце в 1967 году. На выставке она представлена в виде уменьшенной модели. Такие же миниатюры есть у трамвайного вагона ЛМ-57 (1957 год), получившего за хромированные детали название «Стиляга», и у карьерного самосвала БелАЗ-540.
Футуристический автомобиль времен перестройки и электромобили будущего
«У нее полностью открывалась боковая дверь, чтобы можно было одновременно садиться на передние и задние кресла. По тем годам решение инновационное. А поскольку панели на каркасе были стеклопластиковыми, поднимать такую дверь не составляло труда. Из-за экономических сложностей в стране реализовать проект не удалось. Но если бы “Истру” выпустили, это был бы автомобиль мирового уровня», — уверен он.
Преодолеваем рубеж двух тысячелетий. В последнем зале попадаем в настоящее и украдкой заглядываем в будущее. Прототип элегантного электромобиля «Молния» сверкает светодиодными фарами. Рядом расположился его яркий «брат» — первый российский электромобиль-гаджет. Его оснастят проекцией с дополненной реальностью на лобовое стекло, рулем с сенсорным дисплеем, голосовым помощником. Дизайн отсылает к уличному искусству.
А с помощью очков виртуальной реальности можно перенестись в вагон современного поезда метро и виртуальный город будущего, где пассажиров и грузы перевозит беспилотный транспорт.
Выставка «Ты выглядишь на все 100!» в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ работает с 11:00 до 21:00, вход — до 20:00. Понедельник — выходной день. Билеты на выставку можно прибрести на официальном сайте музея и в кассе павильона.
В столице создают уникальный архив по истории городского транспорта«Гармошки», «луноходы» и главное московское такси: каким был транспорт в 1970–1980-е годыЖетон на метро и желтые микроавтобусы: чем запомнился москвичам транспорт 1990-х годов