Москва бережно относится к тому, что досталось ей по наследству от прошлых поколений: будь то памятники архитектуры или объекты городского хозяйства. Сергей Собянин рассказал в своем блоге о некоторых таких сооружениях.
«Аккуратное содержание и своевременная модернизация позволяет использовать исторические объекты коммунального хозяйства в их первоначальном функционале и по сей день», — написал Мэр Москвы.
Объект культурного наследия «Миусская электрическая трамвайная подстанция» был построен в 1904 году (архитектор А.И. Рооп). Сегодня он продолжает работать, снабжая электричеством трамвайную контактную сеть в Тверском районе.
Главный фасад здания, выполненный в стиле эклектики начала XX века, сохранился практически без изменений. Внутреннее пространство за сто лет претерпело множество изменений, чтобы здание могло оставаться функциональным. Однако своды Монье на первом этаже можно увидеть и сегодня.
Один из старейших действующих электросетевых объектов страны — подстанция «Центральная» АО «Объединенная энергетическая компания» (АО «ОЭК») — находится в самом центре Москвы и работает уже 94 года. Она входит в энергетический кластер на Раушской набережной, где находится старейшая действующая электростанция России ГЭС-1 имени П.Г. Смидовича ПАО «Мосэнерго». Вместе с подстанцией «Раушская» она снабжает электричеством центральные районы столицы, включая многие знаковые объекты.
«Несмотря на солидный возраст, объект функционирует бесперебойно. Однако время берет свое, и сегодня АО “ОЭК” планирует масштабную реконструкцию подстанции “Центральная”. Уже сейчас закуплено основное и вспомогательное оборудование. В числе прочих усовершенствований подстанция получит современную автоматизированную систему управления, которая позволит управлять ее работой дистанционно», — уточнил Сергей Собянин.
Объекту культурного наследия «Шлюз на реке Яузе» (Сыромятнический (Яузский) гидроузел) насчитывается более 80 лет. Он входит в состав Сыромятнического гидроузла. Гидроузел на реке Яузе с 20-метровой плотиной построили в конце 1930-х годов по проекту архитектора Георгия Гольца. Гидротехническое сооружение сохранилось в неизменном виде с момента постройки. Механизмы ежегодно проверяют и тщательно следят за их состоянием, а при необходимости ремонтируют.
Шлюз вмещает только небольшие маломерные суда, а вода в нем опускается и поднимается на четыре метра. Операция по шлюзованию, включая швартовку судна, занимает 10 минут. Кроме того, он регулирует уровень воды и безопасно пропускает обводнительные, паводковые и ливневые воды.
Уникальные инженерные сооружения можно найти и в парках столицы. Например, в музее-заповеднике «Царицыно» до сих пор функционирует построенная еще в XVIII веке плотина. Это важное гидротехническое сооружение, сочетающее эстетику и функциональность.
«Царицынская плотина образует Верхний Царицынский пруд и отделяет его от Нижнего Царицынского пруда. В 2021 году мы провели ее реконструкцию, в ходе которой укрепили основные конструкции. Теперь она надежно прослужит еще долгие годы», — сообщил Сергей Собянин.
Он добавил, что иногда объекты коммунального хозяйства утрачивают свой первичный функционал, но приобретают новую жизнь.
Хороший пример — бывший Московский газовый завод рядом с Садовым кольцом и набережной Яузы. С середины XIX века и до середины XX века его продукция использовалась для освещения Москвы. С начала 2000-х он был заброшен и постепенно разрушался.
В 2011 году началось превращение бывшего завода в креативный кластер, и сегодня здесь находится творческий квартал «Арма». Атмосферу в нем создают исторические газгольдеры, спроектированные архитектором Рудольфом Бернгардом.