Московские парки с их великолепными пейзажами и богатой историей в разные годы были источником вдохновения для художников. Рассказываем, какие ландшафты, знакомые жителям и гостям города, запечатлевали Исаак Левитан, Алексей Саврасов и другие живописцы.
Парк «Сокольники»: Левитан и Саврасов
«Осенний день. Сокольники» — одна из самых известных картин Исаака Левитана, он создал ее в 1879 году. Художник сумел вжиться в самый обыкновенный пейзаж и через пустынную аллею и плаксивое небо передать грусть и задумчивость русской осени. «Колдовство», — говорили об этом полотне современники.
Работа отдельно примечательна тем, что на ней присутствует человеческая фигура, — это не было свойственно живописцу. На ученической выставке картину заметил и выкупил известный меценат Павел Третьяков, что стало началом признания Левитана как выдающегося пейзажиста.
Создатели галереи. Как братья Третьяковы стали поклонниками искусства
Учителем Левитана был Алексей Саврасов — наставник привил ученику любовь к работе на пленэре в Сокольниках, благодаря ему жанр пейзажа стал главным в творчестве Исаака Ильича. Кисти Саврасова тоже принадлежит несколько картин, созданных на территории современного парка «Сокольники», среди них — «Лесная дорога в Сокольниках» и «Осень. Сокольники».
Первую премию Московского общества любителей художеств Алексей Саврасов получил за картину «Вид сосновой рощи в Сокольниках» в 1870 году, ее сразу же выкупил Павел Третьяков. Эту работу Саврасова несколько раз переименовывали: через год на выставке передвижников полотно демонстрировали с подписью «Сокольники», а в 1873-м она получила название «Лосиный остров в Сокольниках», под которым известна до сих пор.
Парк «Фили»: Саврасов
В 1872 году Алексей Саврасов создал картину «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». Как и в случае с многими другими работами, художник поэтизирует обыденность природы, наделяет ее индивидуальной красотой и передает собственные ощущения от пейзажа. Кунцевское городище, запечатленное на полотне, теперь историческая часть парка «Фили».
Кунцевское городище — самое древнее поселение на территории Москвы: результаты археологических исследований показывают, что люди жили здесь в VI–V веках до нашей эры. Славу проклятого это место получило из-за языческого следа: на нем, по всей вероятности, располагалось капище. Существует также легенда, что на этом месте стояла церковь, которая ушла под землю за одну ночь. Мистический ореол подпитывали и появлявшиеся в больших количествах в местных ручьях окаменелости белемнитов, которых в народе называли чертовыми пальцами.
Истории вещей. Почему Кунцевское городище называли проклятым местом
Музей-заповедник «Кузьминки-Люблино»: Раух и Перов
Расцвет усадьбы Влахернское-Кузьминки пришелся на годы владения ею князя Сергея Михайловича Голицына. Владение посещала императрица Мария Федоровна, и чтобы увековечить ее «живописное путешествие» по местности, ныне относящейся к музею-заповеднику «Кузьминки-Люблино», князь обратился к австрийскому художнику Иоганну Непомуку Рауху. Так появился альбом из серии гравюр с видами Влахернского-Кузьминок, подаренный впоследствии императрице. Позднее Раух повторил серию, изобразив уже обновленную усадьбу, и альбом издали повторно. В общей сложности художник создал около 30 картин с видами архитектурного ансамбля.
Благодаря гравюрам 1820–1840-х годов по сей день есть возможность любоваться красотой усадьбы Влахернское-Кузьминки, над созданием которой работали такие выдающиеся скульпторы и зодчие, как Иван Еготов, Родион Казаков, Петр Клодт, Михаил Быковский, Иван Витали, Доменико Жилярди и другие мастера.
Леса и реки Кузьминок славились изобилием дичи и рыбы. Во второй половине XIX века в усадьбе Голицыных сдавали комнаты, в которых часто оставались на ночлег охотники, а летом отдыхали коммерсанты и деятели культуры. В один из таких визитов в 1879 году Василий Перов, страстно увлекавшийся охотой, написал картину «Кузьминки близ Москвы. Охота на медведя зимой». Это было незадолго до кончины живописца, он умер от чахотки в Голицынской больнице.
Усадьба Кусково и художники XX и XXI веков
Художник по фарфору Борис Калита запечатлел знаменитую усадьбу графов Шереметевых XVIII века в сервизе «Кусково — осень — 2012». В формах изделий угадываются скульптурные детали дворца, силуэт колокольни, архитектурные элементы «Эрмитажа» и «Грота» — павильонов регулярного парка.
Гармония, в которой сосуществуют в Кускове природа, архитектура и скульптура, вдохновляла и московского живописца Сергея Розанова. К видам усадьбы художник неоднократно обращался в конце 1970-х — начале 1980-х годов, в это время он создал несколько серий акварельных зарисовок парка и его павильонов. Работы Розанова хранятся в собраниях музеев Австрии, Германии, Польши и России, в том числе в коллекции усадьбы Кусково.
На картине Валентины Лебедевой «Пруд у “Грота”» кусковский парк предстает в осеннем великолепии, а для мастера гравюры Виталия Клеруа источником вдохновения послужили зимние пейзажи усадьбы.
История и уникальная атмосфера Галантного века, которая по сей день чувствуется в Кускове, вдохновили Надежду Девишеву на создание серии автолитографий. Будто в старом зеркале, на них предстают величественные павильоны, а по аллеям парка гуляют дамы и кавалеры. Работы художницы отличает особая мягкость и бархатистость рисунка.
Музей-заповедник «Коломенское»: Эрнест Лисснер
Работы Эрнеста Лисснера известны многим еще со школы: в учебниках истории часто используют репродукции его картин. Произведения Лисснера можно считать буквально наглядными пособиями — настолько ярки их образы и точна детализация.
В фондах музея-заповедника хранится акварель из серии исторических картин художника «Медный бунт в Коломенском», иллюстрирующая восстание 1662 года против повышения налогов и обесценивания медных монет. Лисснер запечатлел столкновение протестующих со стрельцами неподалеку от дворца царя Алексея Михайловича. На заднем плане великолепно просматривается шатровая церковь Вознесения Господня.
Воспитательный дом, село Коломенское, храм Христа Спасителя. Рассматриваем акварели XIX века и современные фотографии Москвы
Парки Москвы и современные художники
Столичные парки и сегодня вдохновляют художников со всей страны. Например, сад «Эрмитаж» — один из любимых объектов живописных полотен Бориса Клементьева, члена Союза художников России и академика Петровской академии наук и искусств. В технике пастели он проиллюстрировал также книгу о жизненных вехах этого исторического для Москвы места.
Фигурный мост музея-заповедника «Царицыно» в разных ракурсах не раз становился героем акварелей Сергея Андрияки. Воспитанники его Академии живописи и изящных искусств ежегодно приезжают в парк на пленэры. А сейчас в Большом дворце проходит выставка памяти мастера.
Художники часто выходят на пленэры в Бабушкинский парк, сквер по Олонецкому проезду, парк «У Джамгаровского пруда» и ландшафтный парк «Митино». С 2019 года на этих природных территориях проходят конкурсы их работ.