В Музее Михаила Булгакова на Большой Садовой улице недавно открылись две камерные выставки. Первая — «Булгаков жил в каждом образе» — посвящена творческой жизни и художественному миру автора «Мастера и Маргариты» в 1930-е. Вторая — «Девять историй из воспоминаний Елены Сергеевны» — основана на дневниковых записях его третьей супруги, сделанных в разные годы.
Несколько историй о писателе, проиллюстрированных на выставках, рассказал заместитель директора по музейной деятельности и развитию Музея Михаила Булгакова Иван Назаров.
«Булгаков жил в каждом образе»
В 1920-е Михаил Булгаков был достаточно хорошо известен в московских литературных и театральных кругах — к тому моменту в СССР уже опубликовали повести «Записки на манжетах», «Дьяволиада» и «Роковые яйца», частично был напечатан роман «Белая гвардия», а на сценах театров с успехом шли «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Багровый остров». В новом десятилетии, в 1930-е годы, Булгаков оказался не менее многогранным и разносторонним художником — он играл на сцене МХАТа, писал киносценарии, сочинял оперные либретто и подбирал материалы для работы над учебником по истории СССР. Михаил Афанасьевич переводил художественные произведения с французского и английского, создал инсценировку романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Еще при жизни Булгакова вышло собрание сочинений Мольера, где в его переводе пьеса «Скупой» называлась «Скряга».
10 октября 1936 года Михаил Булгаков поступил на службу в Большой театр — на должность либреттиста-консультанта. Для театра писатель создал несколько оперных либретто, которые, к сожалению, так и не получили сценического воплощения. Работу над оперой «Рашель» Булгаков вел совместно с композитором и дирижером Исааком Дунаевским. Благодаря Исааку Осиповичу сохранился эскиз польки, сочиненной Михаилом Афанасьевичем для оперы. На выставке можно услышать эту мелодию и таким образом познакомиться с Булгаковым-композитором.
Из-за особенностей политической ситуации 1939 года «Рашель» не была поставлена при жизни Булгакова, и в итоге оперу исполнили уже после его смерти. Сокращенную версию либретто подготовила поэтесса Маргарита Алигер.
Творчество Булгакова в 1930-е было связано и с кинематографом. Как и многие писатели-современники, он занимался созданием сценариев. Единственный опубликованный при жизни Михаила Афанасьевича («Необычайное происшествие, или Ревизор (по Гоголю)») можно увидеть на выставке — этот текст Булгаков создал в соавторстве с Михаилом Каростиным. К слову, каждая булгаковская редакция сценариев по гоголевским произведениям отличалась ярким сюжетом и образами, а также оригинальными кинематографическими приемами. Однако ни по одному из них не сняли фильмов.
«Известный советский киновед Илья Вайсфельд, знавший Михаила Афанасьевича лично, вспоминал, что многое из того, что Булгаков принес в литературу и, в частности, показал в киносценариях, спустя несколько десятилетий оказалось созвучно искусству Федерико Феллини и Микеланджело Антониони», — отметил Иван Назаров.
Среди близкого круга Булгакова в 1930-х годах был дирижер Большого театра Александр Шамильевич Мелик-Пашаев, с которым писатель познакомился в октябре 1935-го. Об одной из первых домашних встреч с ним вспоминала жена Булгакова, Елена Сергеевна: «“Кармен” в Большом театре. После спектакля у нас ужинали Яков Л. и Мелик-Пашаев».
По всей видимости, во время той встречи Булгаков подарил Мелик-Пашаеву нотное издание и сопроводил его оригинальной дарственной надписью: «Надпись аннулирована. Александру Шамильевичу Мелик-Пашаеву М. Булгаков 10.XI. 1935 г. Москва».
К 100-летию «Белой гвардии»: история трех финалов романа Михаила БулгаковаЧетыре сестры и два брата. Как сложились судьбы родных Михаила Булгакова
«Девять историй из воспоминаний Елены Сергеевны»
Со своей третьей женой, Еленой Шиловской, Булгаков познакомился в феврале 1929 года, когда был в гостях у знакомых, живших в доходном доме Э.К. Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. Сегодня на карте булгаковской Москвы этот переулок считается местом встречи Мастера и Маргариты.
«Роль Елены Сергеевны в жизни Булгакова трудно переоценить. Ее облик крайне разносторонен — она была для писателя тайным другом, музой, помощницей, супругой, защитницей. После смерти Булгакова она хранила его произведения и вела упорную борьбу за возможность вернуть его читателю. Особая заслуга Елены Сергеевны — это дневник, который она вела с 1933 года: многочисленные записи не только отражают детали биографии Михаила Афанасьевича, но и показывают глубокое чувство Елены Сергеевны к нему», — рассказал Иван Назаров.
В основе камерной выставки — несколько историй из жизни Михаила Булгакова и его третьей жены Елены Сергеевны, показанные через ее воспоминания и дневниковые записи разных лет. Например, здесь представлено нотное издание оперы Джузеппе Верди «Аида». Булгаков очень ее любил и неоднократно упоминал в своих произведениях — достаточно вспомнить профессора Преображенского из «Собачьего сердца». В дневнике Елена Сергеевна рассказывает, как Михаил Афанасьевич повел ее на «Аиду» в первые дни знакомства, сказав, что будет сжимать ее пальцы в особенно любимых местах оперы. «По-видимому, вся музыка была особенно любимая», — писала она.
Их отношения в той или иной степени находили отражение в творчестве Булгакова. На выставке есть несколько машинописных листов из разных произведений — например, малоизвестной пьесы «Адам и Ева» начала 1930-х. Один из героев, интеллигент и выдающийся ученый Александр Ефросимов, попадает в критическую ситуацию: на него наводят пистолет, и возлюбленная закрывает его собой. В феврале 1938 года Елена Сергеевна записала: «М. А. читал первый акт своей пьесы “Адам и Ева” <…>. В ней наш треугольник — М. А., Е. А., я».
На момент знакомства Булгаков был женат на Любови Белозерской, а Елена Сергеевна — замужем за начальником штаба Московского военного округа Евгением Шиловским. Последовавшее расставание было для него весьма болезненным. Шиловский, обсуждая непростую ситуацию с Булгаковым, в один момент не сдержался и выхватил пистолет. Согласно воспоминаниям Елены Сергеевны, писатель сказал: «Не будете же вы стрелять в безоружного? Дуэль — пожалуйста!»
Кроме того, среди экспонатов, представленных на выставке, — машинописный лист из романа «Мастер и Маргарита». Зимой 1934 года Булгаков попросил жену записать под его диктовку фрагмент, где шла речь о пожаре в «нехорошей квартире». В дневнике Елена Сергеевна рассказала, что в тот же вечер случился пожар в их доме на Большой Пироговской улице. Она описывает, как Булгаков тушил огонь и обжег руки, а также как приехала пожарная бригада. Впрочем, закончилось все благополучно.
«Легли в семь часов утра <…>. Завтракать пошли в “Метрополь”, что доставило Сергею (младший сын Елены Сергеевны — прим. mos.ru) невыразимое наслаждение — с утра Cafe glace», — вспоминала она.
Обе выставки можно посетить до 31 октября.