За последние годы в Москве снизилось потребление энергоресурсов. При этом город в два раза улучшил экологические показатели благодаря повышению энергоэффективности. Об этом Сергей Собянин рассказал на пленарной сессии «Энергия мегаполиса: как создать комфортную городскую среду для каждого человека», которая прошла в рамках Международного форума «Российская энергетическая неделя» в Центральном выставочном зале «Манеж».
«Когда у нас и ВРП вырос на 29 процентов, и недвижимость, и так далее, у нас потребление электроэнергии за это время увеличилось менее чем на два процента. Тепла стали потреблять меньше на пять процентов при этом росте, воды на 30 процентов стали меньше потреблять, а газа — на 15 процентов», — сообщил Мэр Москвы.
Это стало возможным благодаря реконструкции столичных ТЭЦ, ликвидации неэффективных котельных, а также реализации программы обновления сетей. В Москве практически на четверть улучшилось качество сетей и уменьшился их износ.
Кроме того, в городе в течение 10 лет не повышались платежи за коммунальные услуги в образовательных учреждениях, которых насчитывается около пяти тысяч. Подобная программа реализуется и в жилом секторе, где устанавливают приборы учета. В столице создаются высокотехнологичные предприятия, которые потребляют меньше электроэнергии, но выпускают больше промышленной продукции.
«За счет всего этого в комплексе мы, по сути дела, этот баланс сохранили. Улучшили, не ухудшили, а улучшили в два раза показатели экологии по целому ряду ключевых направлений. Это все взаимосвязанные процессы, которые требуют очень тщательного, очень внимательного планирования и системной работы», — сказал Сергей Собянин.
Москва — один из самых освещенных городов мира. В столице в два раза увеличилось число светильников, при этом энергопотребление осталось на прежнем уровне. Планируется, что к 2030 году все осветительные приборы заменят на энергоэффективные.
На городские маршруты выходит все больше электробусов, которые сокращают выбросы углекислого газа. Кроме того, город делает акцент на развитии электротранспорта.
«Мы ставим задачу, чтобы в Москве, ну не в 100 процентах, но в подавляющем количестве выходили на улицы, ездили по нашим улицам уже не автомобили с дизельными или бензиновыми двигателями, а транспорт с электродвигателями. Мы первые делаем пример, покупая сегодня исключительно электробусы. К 2030 году на улицах Москвы будет уже две трети не дизельных машин, а именно электробусов», — рассказал Сергей Собянин.
Москва работает над стратегией развития энергетического комплекса вместе с Правительством Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации, ПАО «Россети Московский регион» и другими системными операторами, поскольку город является значительной частью энергосистемы страны. Столица не только потребляет мощности ТЭЦ, расположенных на ее территории, но и получает электроэнергию из других регионов.
«Поэтому мы работаем с гидроэлектроэнергетикой, с тепловой энергетикой, с атомной энергетикой, с сетевыми комплексами, чтобы планомерно, видя будущее развития Москвы, Московского региона и видя, как вообще развивается энергокомплекс нашей страны, стараемся вовремя обеспечивать рост потребления. А рост потребления, если мы хотим развивать страну, неизбежен. Если страна растет на два-три-четыре процента ВВП, ну как минимум на 1,5 процента должно вырасти потребление, а соответственно, и предложение этих мощностей», — сказал Сергей Собянин.
Вся эта работа происходит на фоне активного развития города. Так, в столице на 30 процентов вырос объем рынка недвижимости: были построены промышленные здания, офисы и жилые комплексы. Вместо старых домов с низкой энергоэффективностью возводятся комфортные новостройки по программе реновации. «Эта программа будет нарастать просто в арифметической прогрессии в ближайшие годы. Будем строить уже не миллион, а два миллиона, три миллиона, до четырех миллионов квадратных метров в год, переселяя сотни тысяч жителей», — добавил Сергей Собянин.
Кроме того, сеть столичного метро, включая Московское центральное кольцо, выросла в два раза. В городе построили четыре Московских центральных диаметра, которые в ближайшие годы соединят столицу с расположенными рядом регионами, такими как Калужская, Смоленская, Тульская и Ярославская области. «Это единый Центральный транспортный узел, который будет развиваться. Выход из Москвы, присоединение к высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Это уже гигантский проект, который тоже требует огромного объема энергоресурсов, потребления», — сказал Сергей Собянин.
Разрабатывать такие проекты помогают цифровые технологии, в том числе искусственный интеллект. В Москве создан цифровой двойник города, который позволяет планировать даже самые масштабные проекты.
«Москва — это, безусловно, умный город, который становится все умнее и умнее не только за счет правильных управленческих решений, но за счет того, что очень много вводится систем интеллектуального учета, которые действительно очень сильно снижают потери. Используются системы искусственного интеллекта, которые тоже будут наращивать возможность расти, как Сергей Семенович говорил, городу, без того, чтобы резко увеличивать потребление. И история про то, что новые кварталы планируются уже исходя из энергонужд данных кварталов. Все учитывается заранее, все планируется заранее, нет каких-то форс-мажоров, а все продумано. Это, безусловно, делает Москву таким мощнейшим примером для других городов и мегаполисов», — отметил генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.
За последние десятилетия в Москве построили новые энергообъекты, отметил генеральный директор ООО «Газпром энергохолдинг» Денис Федоров. «Московская система централизованного теплоснабжения — крупнейшая в Европе. По масштабу она превосходит Финляндию и Швецию, вместе взятые. Поэтому это, конечно, огромная система. Она состоит из 13 крупных электростанций», — сказал Денис Федоров.
Международный форум «Российская энергетическая неделя» проходит в Москве с 26 по 28 сентября. Впервые мероприятие состоится сразу на двух площадках. Деловую программу можно будет посетить в Центральном выставочном зале «Манеж», а выставку оборудования и технологий — в Гостином Дворе.