В детском саду ребенок учится быть самостоятельным, взаимодействует с ровесниками и взрослыми, готовится к первому классу. Москва заботится о том, чтобы дошкольные образовательные учреждения предоставляли разные возможности для развития ребят. Сегодня это комфортные безопасные пространства, где дети получают новые знания и раскрывают таланты.
«Сейчас в московских детсадах трудятся более 23 тысяч воспитателей, которые ежедневно помогают свыше 350 тысячам воспитанников развивать свои навыки, познавать окружающий мир и формировать личность», — рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
В преддверии Дня воспитателя и всех дошкольных работников, который отмечается 27 сентября, корреспондент mos.ru побеседовал с сотрудниками московских детских садов. Рассказываем, как выглядят залы-трансформеры, умные песочницы и сушильные шкафы, зачем в младшем возрасте заниматься робототехникой и как воспитателям помогают новые технологии.
Фасады-волны, метеорологические площадки и умные песочницы
С 2011 года в городе построили свыше 400 детских садов. Здания, возведенные по типовым проектам, остались в прошлом. В современных дошкольных образовательных учреждениях столицы каждый элемент тщательно продуман: от минималистичных и геометрически четких линий до пышных и живописных композиций.
Например, детский сад при школе № 1575 в районе Аэропорт облицевали плиткой песочных и желтых оттенков, а акцент сделали на рисунках животных: жирафов, динозавров и кур. Экстерьер сада в школе «Перспектива» в Молжаниновском районе напоминает дом: разноразмерные окна декорированы желтыми, голубыми и зелеными наличниками с треугольными навершиями. Стены сада «Бременские музыканты» в Коммунарке изгибаются, словно волны.
Облик здания должен создавать приятные впечатления, уверена Марина Кудинова, директор детского сада при школе № 1579 в Москворечье-Сабурове. Творческая и дружелюбная атмосфера здесь встречает воспитанников с порога: фасад оформлен в теплых бежевых, коричневых и желтых оттенках. Во дворе раскинулась большая площадка для прогулок и игр.
«Малыши катаются на качелях-машинках, ребята постарше лазают по домикам с горками. Капризы погоды им не помеха: игровые комплексы выполнены из жаро- и морозоустойчивого экологичного пластика. У песочниц есть раздвижные крышки: их можно сложить в скамейки, с которых удобно лепить куличики, а при осадках и сильном ветре — закрыть, сохранив песок сухим и чистым. Площадку огибает деревянный навес. Благодаря ему дети резвятся на свежем воздухе в дождливые и солнечные дни. Площадки обустроены так, чтобы воспитатели видели каждого ребенка из любой точки. Также мы планируем разбить сад-огород: будем учиться выращивать морковку, лук, укроп», — отметила Марина Кудинова.
Площадки в разных детских садах не повторяют друг друга. В прошлом году в саду школы № 2101 в районе Фили-Давыдково оборудовали игровые и спортивные зоны с игрушечными домиками и машинами, качелями и бизибордами (доска, при взаимодействии с которой у ребенка развивается мелкая моторика и мышление). В детском саду при школе № 763 в Лосиноостровском районе, помимо всего прочего, обустроили лабиринт, а на дорожках нарисовали многоуровневые классики. На метеорологической площадке установлены приборы, аналогичные тем, которые используют профессиональные службы. По ним дети могут изучать смену погоды.
Собянин: Город заботится о том, чтобы у юных москвичей было лучшее детствоВ Москве открылось 33 новых детских сада в 2023 году — Сергей СобянинСобянин рассказал о масштабном благоустройстве территорий школ и детских садовВ Москве началось благоустройство территорий школ и детсадов — Сергей Собянин
Залы-трансформеры и сушильные шкафы
Детские сады меняются и внутри. Гибкое зонирование — ключевой принцип организации интерьеров. Если раньше самым большим помещением был актовый зал, а кабинет логопеда прятался в недрах длинного коридора, то сегодня каждая часть пространства меняет формы и размеры. За пару минут спальни превращаются в игровые: кровати можно задвинуть в специальный подиум, освободив место. Перегородка, прикрепленная к потолку и полу, разделяет общее пространство — и вот готовы две зоны, где дети не будут мешать друг другу.
Эстетика и гармония — основные принципы дизайна детских садов. В цветовой палитре преобладают пастельные тона, которые не утомляют глаза и не отвлекают от занятий. Украшают интерьеры изображения животных и растений, узоры. В саду школы № 1579 на стенах «позируют» нарисованные жираф, олень, лиса, медведь и лев. Под потолком актового зала сада «Протон» в районе Филевский Парк парят волнистые голубые линии, символизирующие небо, по стене рассыпаны декоративные капли дождя. В одной из спален образовательной площадки при школе № 508 в Бирюлеве Восточном на стене «поселилась» полосатая лама.
Сухие бассейны, мольберты, магнитные доски, шатры, кухни с маленькими пластиковыми плитами и раковинами — у детей есть все для развития, творчества и отдыха. А в саду школы № 2094 в поселке Завода «Мосрентген» обустроили зону со старинными предметами быта: сундуком, самоваром, прялкой и макетом русской печи.
Не менее значима и технологичность дошкольных образовательных учреждений.
«В нашем детском саду освещение подстраивается под время суток: с утра оно прохладнее, что бодрит ребят и настраивает на учебу, во второй половине дня теплеет. У пола есть опция подогрева, у шкафов в раздевалках — функция сушки. Это облегчает работу педагогов и выручает родителей», — подчеркнула Марина Кудинова.
Безопасность обеспечивают системы видеонаблюдения, контроля и управления доступом. Для малышей с особенностями здоровья создана безбарьерная среда.
Робототехника, гимнастика и логоритмика
Обучение с раннего возраста позволяет развить память, внимание и мышление. Поэтому в московских детских садах есть множество секций и кружков — бесплатных и платных, программу разрабатывают в каждом учреждении отдельно.
В музыкальных залах занимаются вокалом, играют на инструментах, ставят спектакли. Также проводят занятия по логике, рисованию, иностранным языкам, робототехнике. Конечно, дошколята не программируют роботов. Но, собирая конструктор по мелким деталям, они совершенствуют моторику, учатся считать, знакомятся с основами механики. В детских садах открыты секции по гимнастике, футболу и смешанным единоборствам. В некоторых предусмотрены скалодромы и бассейны. Последние есть в детском саду при школе № 2070 в Коммунарке и в «Перспективе» в Молжаниновском районе.
Во всех детсадах дети занимаются физкультурой. Это позволяет не только укрепить мышцы, но и привить любовь к спорту с малых лет. Мячи, обручи, ленты, массажные коврики, игровые тоннели, фитболы — в распоряжении ребят есть весь необходимый инвентарь. Координацию малыши развивают на кольцебросах (колышки, на которые нужно забрасывать кольца). Не составит труда научиться ловить и отбивать мяч: для этого используют специальный мяч с веревкой, свободный конец которой крепят к шведской стенке. Так он не «убегает», пока ребенок осваивает новый навык.
Егор Харитонов, инструктор по физической культуре образовательной площадки «Краски детства» школы № 338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева, убежден, что в воспитании детей незаменимы новые технологии. В прошлом году он представил свою методику на конкурсе «Воспитатель года Москвы» и стал его победителем.
«Современные дети растут среди новых технологий, познают мир с их помощью, поэтому и педагогам надо идти в ногу со временем. Например, электронная доска делает урок интерактивным. Разумеется, на физкультуре главное — движение. Но, используя такую доску, я показываю обучающие видео о здоровом образе жизни и правильном питании. Еще в мою методику обучения входит игровой подход. Мы строим дома из мягких кубиков или представляем, что исследуем Москву: шагаем — как бы спускаемся в метро, приседаем — едем в вагоне», — поделился Егор Харитонов.
В детских садах с воспитанниками работает логопед. В том числе он проводит занятия по логоритмике (игровая техника, в которой соединены речевые, двигательные и дыхательные упражнения). Психолог, работающий в детском саду, помогает ребенку адаптироваться к новому этапу жизни, консультирует педагогов и родителей.
Главное — любить детей: воспитатель года Москвы — об уникальной методике обучения и планахНа конкурсе «Московские мастера» впервые определили лучших педагогов дошкольного образованияБыть учителем — значит быть настоящим: педагоги года Москвы — о работе с детьми, призвании и хоббиБыть учителем и наставником: молодые преподаватели физкультуры — о своей работе