«Лето в Москве. Все на улицу!» — это новый формат сезонных фестивалей, опробованных в столице в 2024 году. За 100 дней его посетили более 10,5 миллиона гостей. Об этом Сергей Собянин сообщил в своем блоге.
«Ключевой особенностью нового формата стало то, что существенную часть повестки создавали сами москвичи, — 25 тысяч или каждое четвертое мероприятие было организовано жителями города, бизнесом или некоммерческими организациями», — отметил Мэр Москвы.
В частности, около 8,5 тысячи мероприятий провели более 1,1 тысячи предпринимателей, которые таким образом рассказали о своих проектах.
Фестиваль разнообразил афишу летних мероприятий столицы и помог понять, какой ее хотят видеть москвичи. Больше всего горожан заинтересовали творческие и спортивные мастер-классы, тренировки и концерты.
Ежедневно проходили тысячи событий на бульварах, набережных, стадионах, традиционных фестивальных площадках, в скверах и парках, большая часть — в шаговой доступности от домов. Благодаря фестивалю появились новые места притяжения во всех районах Москвы. Самыми посещаемыми стали Большой Городской пруд в Зеленограде, Липовый парк в ТиНАО, сквер Олимпийских Чемпионов в Ясеневе и другие.
Узнать важную информацию о мероприятиях фестиваля и подать заявку на проведение собственного помогал сайт проекта «Лето в Москве. Все на улицу!». Страницу фестиваля посетили около 4,8 миллиона раз.
В благотворительных акциях фестиваля приняли участие 139 столичных некоммерческих организаций (НКО). На площадках проекта «Город неравнодушных» в разных районах Москвы они проводили мастер-классы и знакомили москвичей со своей деятельностью.
«Домики добра» собрали подарки для участников специальной военной операции (СВО) и для детей из новых регионов. Здесь же можно было помощь и животным в приютах, расположенных в зоне СВО.
К мероприятиям присоединились 35 тысяч москвичей и гостей столицы. Они создавали картины, раскрашивали пряники и плели браслеты. Познакомиться с работой благотворительных и некоммерческих организаций горожане могли на играх сети коворкинг-центров НКО.
На сайте проекта «Активный гражданин» москвичи высказались, какие развлечения показались им наиболее интересными и готовы ли они сами стать организаторами мероприятий, а также определили лучшие летние фотографии посетителей фестиваля. Они принимали участие не только в голосовании, но и в розыгрыше баллов. Победителями стали 14 тысяч горожан. Всего в голосованиях проекта, посвященных летнему фестивалю, за три месяца собрали более 1,2 миллиона мнений.
На площадках фестиваля работали павильоны городской программы лояльности «Миллион призов», где горожане — участники электронных проектов Москвы получили более 20 тысяч сувениров и подарков.
«Формат большого сезонного фестиваля пришелся москвичам и гостям города по вкусу. И неудивительно, ведь городская инфраструктура подходит для любого вида отдыха», — отметил Сергей Собянин.
Горожане посещали тренировки по фитнесу, пилатесу, капоэйре и хатха-йоге в московских парках, а вечером собирались на кинопоказы в летних кинотеатрах.
Школы искусств на открытых площадках организовывали театрализованные представления, выступления солистов и творческих коллективов, проводили мастер-классы.
На территории культурных центров Москвы проходили мастер-классы, концерты, игры. Посетители написали более тысячи картин акварелью, сыграли 200 партий в шахматы и 80 раз в настольные игры, около 16 часов слушали живую музыку.
Спортивные мероприятия
Любители активного образа жизни могли выбирать из 40 видов спорта. Все лето проходили тренировки и занятия по йоге, растяжке, ушу, боксу, фитнесу, зумбе, мастер-классы по настольному теннису и аэрохоккею, шашкам, шахматам, нардам, бадминтону, скиппингу, городкам и фрисби.
На большинстве площадок фестиваля проводили мероприятия флагманских проектов «Московского спорта», в том числе «Спортивных выходных». Более 200 квалифицированных специалистов еженедельно проводили занятия по йоге, растяжке, танцевальные и функциональные тренировки. В числе наставников были опытные тренеры и профессиональные спортсмены, в частности обладатель одного из сильнейших ударов России, участник СВО, обладатель двух орденов Мужества, герой Донецкой народной республики Дмитрий Спиричев.
За лето состоялось более 2,4 тысячи тренировок, в которых приняли участие 38,6 тысячи любителей здорового образа жизни. Заниматься можно было как на оборудованных площадках рядом с домом, так и в необычных местах, например, на набережных Москвы-реки.
Занятия проекта «Мой спортивный район» проходили на 114 площадках столицы. Свыше 66,8 тысячи москвичей присоединились более чем к 7,3 тысячи тренировок по 13 видам спорта. Впервые в этом году в рамках проекта состоялись тренировки по бегу и ушу.
В 10 парках москвичи бегали, подтягивались, отжимались, прыгали в длину и сдавали другие нормативы комплекса ГТО. С особенностями комплекса познакомились 10 тысяч человек. Более 2,7 тысячи горожан приняли участие в специальных тренировках, 2,2 тысячи из них выполнили нормативы ГТО.
Проект «Моя семья — моя команда» проходил на 15 городских площадках и предлагал тренировки по 27 видам спорта: лакроссу, джампингу, капоэйре, настольным и патриотическим играм, лазертагу. Организовали также мастер-классы по неолимпийским видам спорта, семейную программу «Ниндзя гонка», эстафету «Я люблю спорт» и спортивный маршрут «Моя семья — моя команда».
Гоголевский бульвар превратился в «Шахматный бульвар». По выходным трижды в день там проводились турниры по швейцарской или круговой системе.
Всего в разных спортивных занятиях на фестивале «Лето в Москве. Все на улицу!» приняли участие более 320 тысяч человек. Кроме того, все лето жители столицы играли в игру «Камень, ножницы, бумага». К турнирам присоединились свыше 105 тысяч человек в возрасте от шести до 80 лет.
Маркет для коллекционеров и творческие мастер-классы
Более 20 тысяч картин и предметов искусства продали на Никитском бульваре, превратившемся в вернисаж под открытым небом. Художники проводили мастер-классы и знакомили посетителей с техниками арт-терапии.
Винтажный маркет на Чистопрудном бульваре радовал любителей старины и коллекционеров, которые могли увидеть и приобрести предметы быта XVIII–XX веков, узнать об их истории и предназначении. Участники маркета продали более 61 тысячи монет, пластинок, букинистической продукции, предметов интерьера и других винтажных и антикварных предметов.
Цикл мероприятий «Друг, спасатель, защитник» прошел для владельцев собак. Он включал уроки по дисциплинарной дрессировке, консультации кинологов, ветеринаров и грумеров, соревнования по аджилити, фотосессии с фотографом-анималистом, показательные выступления питомцев кинологических центров силовых структур, лекции и творческие встречи. Свои умения показали собаки Федеральной таможенной службы, собаки-спасатели, собаки-проводники, а также служебные собаки вместе с кинологами 55-й дивизии Росгвардии.
Цветущая столица и арт-объекты
Фестиваль «Лето в Москве. Все на улицу!» стал частью бренда «Лето в Москве», который охватил сразу несколько проектов. Все его фестивали включили свыше 131 тысячи мероприятий, объединили более 38 миллионов гостей.
Более 50 традиционных выставочных садов и свыше 650 небольших цветочных объектов появились в городе благодаря фестивалю «Лето в Москве. Сады и цветы».
На Тверском бульваре практически каждую неделю сменяли друг друга мини-фестивали. Например, дважды здесь проходил фестиваль «Лето в Москве. Мороженое и сладости», их посетители съели 15 тысяч порций. Сам Тверской бульвар превратился в современную арт-площадку. На нем разместили пять гигантских кубов, которые раскрасили участники конкурса граффити «Стены». Из 20 получившихся картин, площадь каждой из которых четыре квадратных метра, участники проекта «Активный гражданин» выбирали лучшие. На создание произведений современного искусства ушло 400 банок краски.
На Тверской площади и Тверском бульваре, а также на Патриарших прудах проходил фестиваль «Лето в Москве. Мода и красота». Макияж и прически здесь сделали четыре тысячи человек.
Впервые этим летом благодаря проекту «Лето в Москве» две недели подряд по выходным пешеходными становились некоторые центральные улицы города — Большая Никитская, Большая Дмитровка и Малая Бронная. Международный музыкальный фестиваль-конкурс «Московская A Cappella» помимо необычных локаций, вроде балкона отеля «Савой», предложил зрителям многообразие жанров и тысячи часов живого пения. В нем приняли участие 150 коллективов из разных городов России и еще 12 стран: Беларуси, Германии, Филиппин, ЮАР, Аргентины, Кубы, Индонезии, Японии, Анголы, Замбии, Китая и Намибии.
«Все эти уличные фестивали для многих стали отличной возможностью как можно больше времени провести на свежем воздухе и зарядиться энергией лета», — подчеркнул Мэр Москвы.