Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

12:01, 16.08.2024

«Интерактивная книга»: как проходят занятия в школе юного археолога

На этих необычных уроках дети не сидят за партой и не пересказывают главы из учебников: они участвуют в раскопках, находят черепки и осколки, очищают их, определяют возраст, а затем воссоздают артефакты целиком.

Каждые выходные в школе юного археолога в Митине проходят интерактивные занятия для ребят от шести лет, которые помогают одним выбрать профессию, другим — хобби, а третьим — научиться аналитически мыслить и кропотливо работать над любой задачей.

Корреспонденты mos.ru побывали на мастер-классе в преддверии Дня археолога, который отмечается 15 августа. О том, из чего состоит культурный слой и что скрывается в песочнице, — в нашем репортаже.

Живая «энциклопедия»

Прямоугольное здание напоминает толстую энциклопедию в коричневом деревянном переплете. Так выглядит школа юного археолога, открывшаяся в 2019 году при поддержке Института археологии Российской академии наук (РАН) в ландшафтном парке «Митино».

Когда-то в районе Митино поселились первые москвичи. Ученые многие годы изучают эту территорию, на которой благодаря сохраненным объектам культурного наследия был образован парк. Именно здесь находится крупнейшая из сохранившихся на территории Москвы курганных групп, рядом с которой и расположилась школа юных археологов.

«По выходным у нас проходят интерактивные занятия для детей от шести лет, связанные с раскопками и изучением прошлого Москвы. Маленьким посетителям рассказывают о том, как определять возраст найденных артефактов, о древнерусском письме, жилищах каменного века, костюмах, украшенных золотными нитями, а также учат стрелять из лука, биться на игрушечных мечах, делать глиняные горшки и металлические монеты, чтобы те прочувствовали значимость старинных предметов», — рассказывает Анастасия Воронкина, руководитель академии археологии ландшафтного парка «Митино».

image

Все предметы, перечисленные нашей собеседницей, археологи находили и продолжают находить под слоями земли. Благодаря им историки восстанавливают картину Древнего мира, выясняют, как жили наши предки. Эту связующую нить между раскопками и знаниями преподаватели школы показывают ученикам.

17 и 18 августа для ребят подготовили программу, приуроченную ко Дню археолога. Они могут бесплатно посетить, к примеру, экскурсию «Митино сквозь века» и лекцию «Древнерусские курганы: костюм с золотными нитями». Чтобы записаться на занятия, нужно перейти по ссылке, указанной на сайте школы.

Культурные слои и сгоревший город

Мы заходим в здание школы. Вдоль стены установлена глубокая песочница 12-метровой длины. Это «интерактивный учебник» для юных археологов. Здесь зарыты копии артефактов: черепки, кремниевые скребки для обработки шкур животных, резцы — прототипы ножей, ключи, гвозди и даже реплики средневековых монет.

image

Например, если урок посвящен керамике, сначала преподаватель читает короткую лекцию о том, как на Руси хранили в глиняных крынках молоко, а из кувшинов наливали мед и квас, затем дети отправляются на «раскопки» в песочницу. После на гончарном круге они лепят целый горшок или другую посуду, от которой, предположительно, остались найденные осколки. А на занятиях по древней письменности ученики пытаются самостоятельно прочитать выкопанные собственноручно берестяные грамоты, сделать оттиск страниц букваря Ивана Федорова 1574 года и изготовить краски для набора шрифта.

image

Сегодня в школе юного археолога проходит мастер-класс «Культурный слой». Научный сотрудник Института археологии РАН Владимир Зейфер насыпает в ящик со стеклянной стенкой землю, расставляет домики из спичек, разбрасывает вокруг бусины и крошечные черепки, кидает горстки песка.

«Это древний город. Здесь жили люди, занимались различным ремеслом, торговали, ели из глиняной посуды, мастерили орудия труда, оружие, украшали одежду стеклянным бисером и делали многое другое. Периодически посуда билась, бусы рассыпались, осколки падали в землю. Все это когда-нибудь найдут археологи», — рассказывает ученый. Затем он поджигает спичечный городок. «Но вот в XIII веке случилось нашествие ордынцев, город взяли штурмом и сожгли его, а часть жителей увели в плен. Многие горожане и защитники города погибли. Остались только руины и угли», — объясняет Владимир Зейфер. Дети, замерев, наблюдают за огнем.

image

Далее ученый покрывает пепелище новым слоем земли и ставит сверху спичечные коробки, изображающие современные высотки. Прошло время, люди снова заселили город, построили дома. И даже не догадываются, что под ними находятся останки средневекового поселения. Задача археологов — осторожно снять эти культурные слои, не перемешивая, иначе будет трудно определить, к какому периоду относятся находки.

«Используя специальный инструмент, кисточки и совочки, слой за слоем археологи снимают землю. Сначала, например, показывается кусочек керамической посуды XVIII века, а затем специалисты находят изделия более ранних периодов. Об эпохе каждого найденного фрагмента могут рассказать глубина его расположения, слой, в котором он находился. Все и всегда остается на своих местах, только если на участке не выкапывали ямы в последующие столетия, не вели активного строительства», — говорит Владимир Зейфер.

Владимир Зейфер, научный сотрудник Института археологии Российской академии наук

Усидчивость и аналитическое мышление

На таком занятии-спектакле дети видят своими глазами, как формируется культурный слой, откуда берутся артефакты и как работают археологи. Ребята лучше воспримут информацию визуально, прикоснувшись к живой истории, погрузившись в нее так же, как в интересный фильм.

Сам Владимир Зейфер увлекся археологией после того, как оказался на раскопках. «Мне было лет пять. Мы поехали с родителями в Ростовскую область, где проходили раскопки древнегреческого города Танаиса. Пока мама с папой беседовали друг с другом и не смотрели в мою сторону, я прыгнул прямо в раскоп и нашел там кусочки керамики. И тут из соседнего раскопа как из-под земли появился бородатый археолог и строго попросил убрать ребенка», — с улыбкой вспоминает наш собеседник. Тогда он, наверное, испугался, но страница из детства была напечатана и стала частью книги его жизни. Владимир Зейфер не сразу это понял, сначала стал офицером и служил в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Лишь спустя 30 лет оказался в экспедиции под Рязанью и тогда осознал: его призвание — археология.

image

Ученый считает, что современным детям занятия археологией помогают не только определиться с будущей профессией, но и развить усидчивость, любознательность, умение правильно работать с информацией, анализировать ее. Это навыки, которые пригодятся в любом деле.

«Многие дети гиперактивны, им сложно усидеть на одном месте, сконцентрироваться. В нашей школе мы не заставляем их часами слушать лекции. Они работают руками, отгадывают загадки и в процессе учатся анализировать, критически мыслить», — резюмирует Владимир Зейфер.

Фотовыставка о русском деревянном зодчестве открылась в Дарвиновском музееАптечные пузырьки, фаянсовая кружка и глиняные бутылки: реставраторы восстанавливают коллекцию сосудов XVIII-ХIX вековФарфоровое наследие: столичные археологи обнаружили уникальные предметы XIX века

Ключевые слова: Москва
Источник: Правительство Москвы
просмотров: 120

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.