Усадьба Кусково приглашает на выставку «Что наша жизнь? Игра!», посвященную карточным и другим салонным играм, занимавшим важное место в дворянской культуре второй половины XVIII — XIX века. Здесь можно увидеть столики, за которыми располагались игроки, и другие экспонаты, среди них сервис с ребусом, предметы из фарфора, иллюстрирующие процесс игры, а также карточные аксессуары.
От наказаний до благотворительности
Принято считать, что азартные игры пришли в Россию в XVI веке. Однако играть в них считалось преступлением — позднее, в середине 1600-х годов, даже разработали документ «О разбойных и воровских делах», в котором было сказано, что игроков следует сурово наказывать (иной раз доходило и до смертной казни).
Многое изменилось при Петре I — любителей карт стали всего лишь штрафовать. Другие послабления ввела императрица Елизавета: в 1761 году она постановила официально разделить игры на азартные и коммерческие, вторые были регламентированы законом (к ним относился, например, преферанс), а часть выигрышей уходила на государственные нужды.

Следующая правительница, Екатерина II, к подобному времяпрепровождению относилась довольно снисходительно, но только в кругу семьи и друзей. В других же случаях, как и раньше, победителям азартных игр полагалось обязательно перечислять часть выигранной суммы в государственную казну. Интересно, что сама Екатерина тоже любила играть, но на кон ставила не деньги, а драгоценные камни.

А вот в XIX веке настольные игры получили небывалую популярность. В карты играли офицеры, помещики, простые граждане, среди любимых игр были вист, штос, тресет и многие другие. Страсть к игре нашла отражение во многих литературных произведениях — в «Пиковой даме» Александра Пушкина она и вовсе стала основой сюжета. Играют в карты и герои Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Антона Чехова и многих других классиков.

Молодых аристократов с детского возраста обучали играм, и неумение поддержать партию в карты не приветствовалось в светском обществе — отказываться от игры было не принято. Кроме того, многие карты несли образовательную функцию: могли обучать географии, астрономии, латыни и другим наукам. Такие редкие колоды представлены на выставке в усадьбе Кусково.

Игры окружали всевозможные правила и этикет, который нельзя было нарушить. Например, проигрыш следовало заплатить в течение 14 часов после игры, отказаться — практически немыслимо для дворянина, который заботился о собственной чести. Еще одно важное правило: для каждой новой партии брали новую колоду — во избежание мошенничества. Старые же карты сбрасывали под стол, потом их можно было забрать. Выпрямляли их с помощью специального пресса. Существовали и другие аксессуары, которыми пользовались игроки, — например, мелком на сукне ломберного стола записывали проигрыши и выигрыши, а щеточкой стирали эти записи.

Доход от продажи карт шел в пользу воспитательных и детских домов — таким образом неблаговидная суть игры немного уравновешивалась благотворительностью.
Ломберные столы как признак роскоши
Особые столы для настольных игр специально изготавливали в разных странах, в том числе в России, Франции и Германии. Аристократы любили заказывать себе столы, изысканно украшенные букетами и пейзажами, выполненными в технике маркетри — одной из разновидностей инкрустации по дереву. На шпон с эскизом, который служил основным фоном, наклеивали кусочки цветных пород древесины, получалась единая картина-мозаика. В России игральные столы чаще всего называли ломберными (ломбер пользовался большой популярностью).

Столешницы были очень разнообразны и затейливы по своей конструкции. Центральную часть покрывали сукном, чтобы писать на нем цифры, фиксировать проигрыши и выигрыши. С четырех сторон располагались углубления — лунки для фишек.

Наиболее распространенный тип ломберного столика — с раскрывающейся столешницей. Один из экспонатов выставки создал в 1780–1790-е годы Христиан Мейер, хозяин крупной петербургской мастерской, поставщик мебели для двора Екатерины II. Его изделия отличались необыкновенной тонкостью набора и особыми элементами декора, которые были визитной карточкой мастера. Он любил украшать свою мебель растительным орнаментом, использовать контрастные сочетания пород дерева, зеленые и голубые цвета.
Признание в любви из кусочков дерева: четыре экспоната выставки в Кускове
Еще один стол, представленный на выставке, сделан чуть раньше, в 1720–1730-х годах. У него не одна, а сразу две столешницы, которые раскрываются на манер книжных страниц. На каждой — свое игральное поле: для шахмат и популярной в то время мельницы (суть этой логической игры состоит в том, чтобы убрать все фишки противника). Стол интересен еще и тем, что на каждой из четырех сторон есть потайной ящик для фишек или других принадлежностей.

В моде также были столы, подходящие не только для игры, но и для гадания. Такой есть и в коллекции музея-заповедника «Останкино и Кусково». Он был изготовлен во второй половине XIX века в Западной Европе. Края его столешницы имеют четыре закругления, или «лепестка». С помощью механизма они могли опускаться, и стол принимал ту форму, которая больше подходила владельцу для того или иного занятия.