Многие городские музеи празднуют в этом году 225-летие со дня рождения Александра Пушкина тематическими выставками. В экспозиции «Народные картины» Галереи Ильи Глазунова открыта выставка «Есть память обо мне…», посетители смогут узнать, каким поэта изображали художники-наивы. Он предстает на их картинах мальчиком, лицеистом, мужем, путешественником, состоявшимся поэтом. Выставка в очередной раз подтверждает: Пушкин — явление истинно народное.
Подробнее о двух авторах, которых вдохновлял Александр Сергеевич (в том числе в литературном плане), — в материале mos.ru.
Стефания Базыленко
Художница Стефания Базыленко родилась в 1919 году в маленькой белорусской деревне Волчки. Ее детство прошло там же — среди лесов, лугов и других тихих красивых мест. Отец Стефании был кузнецом, и девочка могла часами завороженно наблюдать, как он работает, за тем, как из тяжелого грубого металла рождаются самые разные вещи. Мать девочки — знахарку — тоже любили и почитали в деревне.
Окончив четыре класса в местной школе, Стефания определилась на работу в колхоз «Интернационал». Трудилась исправно — ее имя всегда было на доске почета среди передовиков. Усидчивую и умную девочку заметил председатель, он отправил ее учиться в Витебск. Там, вместе с общеобразовательной школой, она занималась рисованием в знаменитой художественной студии Юделя Пэна, первого учителя Марка Шагала. Со временем Стефания Базыленко переехала в Москву, тогда же собрала небольшую коллекцию классической живописи, но писать картины сама не торопилась.
В 1941 году, будучи студенткой Московского института философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского, Стефания записалась добровольцем в ополчение. 22-летнюю девушку назначали командиром роты народного ополчения. Она воевала под Москвой. Позже лейтенантом разведки участвовала в легендарном Керченском десанте и стала военным переводчиком. После Великой Отечественной войны, вернувшись с фронта, много лет преподавала на кафедре советской литературы в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.
Будущая художница сочиняла стихи и выпустила несколько поэтических сборников, а желание рисовать дало о себе знать только тогда, когда Стефании Ивановне исполнилось уже 60 лет. Все сложилось вполне успешно — ее работы экспонировались на многих выставках. Сегодня они хранятся в фонде Музея русского лубка и наивного искусства Галереи Ильи Глазунова, в картинной галерее города Балашиха, в фондах музея-заповедника «Царицыно» и других местах.
«Я застала времена, когда Стефания Ивановна приезжала к нам на свои выставки, — рассказала Наталья Вяткина. — Она была в возрасте, но сохраняла моложавость и энергичность. Приезжала в военной форме, в сером кителе, сплошь увешанном наградами. Это была необыкновенная целеустремленная женщина, сражающая всех своей красотой и оптимизмом».
Сюжеты, которые она использовала наиболее часто, касались военной темы, природы, образа женщины — матери, защитницы рода, символа Родины. Пушкинская тема тоже была ей близка — филолог и знаток литературы, Стефания Ивановна любила творчество Александра Сергеевича. На выставке в Галерее Ильи Глазунова представлены два портрета работы Стефании Базыленко: поэта и его жены Натальи Гончаровой. Созданные в конце 1990-х годов, они выполнены по всем канонам наивного искусства: зритель видит характерный плоскостной фон, неточное соблюдение пропорций, но одновременно — огромную искренность, свойственную наивным художникам.
Борис Животов
Художник и скульптор Борис Животов родился в 1940 году в деревне Грязовец Вологодской области. Окончил Вологодский педагогический институт, получил специальность историка. В 1975 году переехал в деревню Монасеево Лотошинского района Московской области. Работал учителем литературы и русского языка, сам сочинял стихи. Среди русских писателей и поэтов Борис Животов особо выделял Александра Пушкина — был большим знатоком его жизни и творчества, даже написал книгу о нем.
Еще одной его страстью было рисование. Борис Иванович жил при школе в двух небольших комнатах, заполненных его картинами и рисунками. Он долгое время мечтал о собственных выставках, но первая из них состоялась только в 1990-е годы в картинной галерее города Балашиха. Тогда его имя прогремело в среде искусствоведов, коллекционеров, любителей наивного искусства — его стали приглашать участвовать и в других выставках. Дважды, в 1997 и 2000 годах, его картины экспонировались на международных выставках наивного искусства INSITA в Братиславе (Словакия).
«Возможно, феномен Животова состоит в том, что впервые в наивном искусстве наблюдаются результаты соединения познавательного и выразительного. Эта проблема считается одной из наиболее важных и трудных в науке и в искусстве», — писала Ольга Балдина, кандидат искусствоведения, в книге «Два взгляда на наивное искусство».
На выставке к юбилею поэта представлена только одна картина Бориса Животова, зато очень необычная: Пушкин изображен будто бы на круглом срезе дерева. Поместив лик поэта в круг, художник создает неклассический, совсем не типичный портрет и называет свою картину «Мессия». Эта философская работа глубоко и тонко передает переживания и чувства поэта.
Посетить выставку в экспозиции «Народные картины» Галереи Ильи Глазунова можно до 30 декабря. Она работает по адресу: Измайловский бульвар, дом 30.