В 105-м сезоне в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ) ожидается главная премьера — опера «Русалка» композитора Александра Даргомыжского. Ею же закончится и сезон русской оперы, в рамках которого уже состоялись премьеры «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова и оперы «Не только любовь» Родиона Щедрина.
О пути оперы Даргомыжского и о том, какой она получилась сегодня, — в материале mos.ru.
«Пьеса не кончена…»
История «Русалки» началась в 1829 году, когда Александр Пушкин, завершив поэму «Полтава», взялся за пьесу о дочери мельника. Девушку оставил ее возлюбленный Князь, чтобы жениться на другой. Героиня, не сумев справиться с гневом, болью и отчаянием, бросилась в воды Днепра и превратилась в холодную, мстительную русалку.
Писателя всегда интересовали легенды, сказания и славянские мифы. Но особенно его будоражила русалочья тема — народные предания о том, как утопленницы становились речными жительницами (и далеко не самыми добрыми). К тому времени он уже написал балладу «Русалка» и обратился к образу в одной из «песен западных славян» («Яныш Королевич»). Появлялась такая девушка и мимолетно, эпизодически: например, в сказке «Руслан и Людмила» некую загадочную русалку Пушкин посадил на ветви зеленого дуба, что у Лукоморья.
Пьесу «Русалка» поэт так и не успел закончить. Собственно, названия он ей тоже не дал. После его смерти говорили, что произведение автобиографично — мол, была девушка, с которой Пушкин завел роман, а потом несправедливо оставил, когда она ждала ребенка, но подтверждений этому нет.
«Как жаль, что эта пьеса не кончена! Хотя конец ее и понятен: князь должен погибнуть, увлеченный русалками, на дне Днепра. Но какими бы фантастическими красками, какими бы дивными образами все это было сказано у Пушкина — и все это погибло для нас!» — писал литературный критик Виссарион Белинский.
Первая публикация «Русалки» относится к 1837 году — неоконченная пьеса вышла в журнале «Современник» благодаря Василию Жуковскому, другу и литературному наставнику Пушкина.
«Русалка» Даргомыжского
Композитор Александр Даргомыжский тоже был страстно увлечен славянским фольклором. Поэтому, когда он познакомился с «Русалкой» Пушкина, понял, что хочет создать по ней оперу. Но для этого нужно было закончить произведение, и он взялся за это сам: работа над либретто длилась с 1843 по 1855 год.
Дописывая «Русалку», композитор очень аккуратно и бережно отнесся к оригинальному тексту. В финале Князя настигло возмездие: убитый горем отец Наташи столкнул его в Днепр, а русалки унесли к обиженной им бывшей возлюбленной.
Даргомыжский плавно и логично завершил линию Наташи, показал, как именно изменился ее характер, отобразил тревогу, ревность, решение мстить, которые пришли на смену любви и нежности. А вот в образ Князя внес небольшие изменения, сделав его более искренним и менее лицемерным. Кроме того, композитор добавил больше эпизодов, иллюстрирующих быт простых людей, и заменил некоторых второстепенных персонажей. Используя народные тексты, он создал много сцен с хором.
Придумать окончание пьесы пытались разные авторы: Антон Штукенберг, писавший под псевдонимом Антоний Крутогоров, Александр Вельтман и другие. Вышел финал, записанный неким Д.Л. Зуевым якобы со слов самого Пушкина. В нем Наташа прощает обидчика. Свою версию предложил и Владимир Набоков — она заканчивается хором русалок и ремаркой «Скрываются. Пушкин пожимает плечами».
Как ставили оперу
К середине 1855 года, когда Даргомыжский окончил работу над «Русалкой», национальный стиль в оперном искусстве только начинал формироваться. По мнению композитора и музыкального критика Александра Серова, к тому моменту существовало лишь одно оперное произведение в русском стиле — «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Поэтому Александра Даргомыжского можно справедливо назвать одним из первопроходцев русской оперы со славянскими мотивами в музыке и сюжете.
Премьера «Русалки», жанр которой можно определить как психологическую бытовую музыкальную драму, состоялась в 1856 году в Театре-цирке. Декорации и костюмы взяли из другого спектакля, «Русской свадьбы», который шел уже давно. Отношение к «Русалке» было неровным: одни ее хвалили, другие яростно ругали, третьи к страданиям героев отнеслись прохладно. Кроме того, многим не понравилось, что собственного оформления постановка не получила. Всего после 11 показов опера исчезла из репертуара.
Однако в 1865 году состоялось триумфальное возвращение «Русалки» на ту же сцену. Теперь уже публика восприняла постановку с огромной любовью. Дирижером стал Эдуард Направник, роли исполнили Федор Комиссаржевский, Юлия Платонова, а также Осип Петров — он же играл Мельника в прошлый раз. «Русалку» также ставили в Большом театре, Московской частной русской опере Саввы Мамонтова (художником был Исаак Левитан), на сценах Копенгагена, Берлина, Лондона, Нью-Йорка.
Новая «Русалка»
В конце июня свою версию «Русалки» представят в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, посвятив ее 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Режиссером-постановщиком стал художественный руководитель оперной труппы МАМТ народный артист России Александр Титель.
«Есть чудесные, несправедливо полузабытые страницы русской музыки. “Русалка” Даргомыжского из таких, а потому очень хочется вернуть ее на сцену, дать вслушаться в эту свежую, естественную стихию русской музыки. К тому же в основе произведения — пушкинский сюжет, и эта премьера — наш подарок зрителям к 225-летию со дня рождения главного поэта нашей страны, который не просто создал выдающиеся произведения русской литературы, а заложил ее фундамент. Его поэзия, проза и судьба самого Пушкина стали частью русской ментальности», — отметил Александр Титель.
Декорации для спектакля создал главный художник театра Владимир Арефьев. Он предложил лаконичное решение для сцены, сделав тем самым упор именно на героях, не желая отвлекать от них зрителя. Однако за этой простотой скрывается масштабный многомесячный труд художественно-технологического комплекса: в подготовке задействовали более 300 сотрудников.
Самая сложная и кропотливая работа велась над созданием пандуса площадью 15 на 16 метров — это основание для всех сцен спектакля. Он представляет собой металлокаркас, обшитый сосновой доской, которую обработали по специальной технологии и расписали вручную — так удалось добиться необходимой фактурности. На производство ушло около трех километров доски. А воды Днепра, которые станут едва ли не отдельным действующим лицом спектакля, разместят в трюмовом пространстве под сценой.
Над костюмами также работал Владимир Арефьев, он сделал их полностью соответствующими XIX веку. Чтобы искусственно состарить одежду и достичь эффекта поношенности, использовали технологию «обживания» — вещи много раз стирали и варили. Всего получилось около 250 костюмов: для трех составов исполнителей главных партий, артистов хора, специально приглашенных арфисток и артистов цыганского театра «Ромен». В одной из частей спектакля 70 артистов хора должны переодеться из народных костюмов в свадебные примерно за две минуты. Это значит, что костюмы должны быть легко сменяемыми.
Премьера «Русалки» пройдет 26 июня. Спектакль также можно будет увидеть 27 и 28 июня.