Память и пространство воспоминаний — важнейшая тема для всех видов искусства. Только за последние 10 лет несколько нобелевских лауреатов по литературе получили премию за то, что исследовали и документировали память, изучали ее возможности и границы.
Сохранение памяти и многообразия человеческого опыта — миссия любого музея, особенно это важно для учреждений, профиль которых связан с осмыслением Великой Отечественной войны. В Государственном музее обороны Москвы проходит выставка «Храним и помним». О том, как пополняется и меняется коллекция, в канун Дня Победы mos.ru рассказала Наталья Сосновская, главный хранитель музея.
Пополнение коллекции и новые поступления
Выставка «Храним и помним», по словам Натальи Сосновской, традиционного плана. Продемонстрировать новые поступления за определенный период — обычная практика для многих галерей и выставочных залов. Сегодня в Государственном музее обороны Москвы на выставке постарались рассказать, какой это сложный и многогранный процесс — пополнение фондов.
«Это именно процесс, в котором участвуют и сотрудники, и сами сдатчики — дарители, люди, которые передают в музей вещи, свои или родственников. Для нас всегда большая честь, когда нам передают личные предметы на вечное хранение. Мы очень ценим такое доверие, понимаем, какую внутреннюю борьбу порой переживают дарители. Зная, как волнуются люди, мы всегда очень просим их хорошо подумать, прежде чем расстаться с их реликвиями, — предупреждаем, что вернуть вещь, когда она попадет в музейных фонд, будет невозможно. И людям важно видеть, что происходит с предметами в музее. Поэтому мы и решили посвятить выставку дарителям и тому, как обычный предмет эпохи становится музейным предметом», — рассказывает Наталья Сосновская.
Многие посетители даже не задумываются о том, что любой музей — это не что-то статичное, а, напротив, нечто постоянно меняющееся. Кому-то кажется, что музей консервируется в том виде, в каком был создан 50 или, скажем, 100 лет назад. Но все иначе: у каждого учреждения культуры своя задача, которая со временем может трансформироваться. Именно то, что поступает в разные моменты в музей, отражает его живую миссию и демонстрирует то, что в то или иное время приносят и предлагают сами люди.
Идея выставки «Храним и помним», говорит Наталья Сосновская, показать, как сейчас живет Государственный музей обороны Москвы и как посетители сами могут участвовать в его развитии, объяснить, как самая обычная вещь (например, бабушкино платье или дедушкино письмо) превращается в музейный предмет, затем в экспонат — и в итоге становится историей.
Истории и легенды выставки «Храним и помним»
С точки зрения сохранения семейных и личных вещей, имеющих мемориальную или историческую ценность, трудно придумать место лучше, чем государственный музей. Учреждение берет на себя обязательство отреставрировать, обезопасить и сохранить эти вещи на долгие годы. Но прежде чем они станут музейными предметами, их необходимо изучить, описать, атрибутировать, обосновать культурно-историческую ценность. У многих предметов есть легенды — истории, которые сопровождают их появление в музее. Их тоже тщательно фиксируют, а потом рассказывают на выставках.
Наталья Сосновская предлагает обратить внимание на материалы, обнаруженные в ходе раскопок в районе Можайска (военная археология по-прежнему один из важных источников новых поступлений в музей). В 1941 году в этих местах шли обозы, один из них разбомбили. Оставшиеся предметы обнаружили, собрали и сохранили жители деревень Уваровского района Московской области. У дарителя вещи оказались благодаря его деду, их передавали в семье по наследству. Сохранились редкости — металлические таблички с именами лошадей, иногда они причудливо нацарапаны и написаны не очень правильно.
«Это то, что мы называем легендой. Приходит сдатчик, рассказывает историю, которую мы сохраняем в описании предмета, в легенде. Предметы рассматривают наши специалисты, эксперты в области военной археологии — в данном случае они могут понять, к какому времени принадлежат вещи и могли ли они быть частью военного обоза. Память неоднородна, причудлива, и задача музея — проверить и корректно изложить историю», — поясняет Наталья Сосновская.
Далее — две интересные витрины, тематический комплекс «Заводская история». В музей поступило более 300 предметов бывшего завода «Вымпел». В советские годы на его территории работал собственный музей, организованный силами сотрудников. В 1990-е его закрыли, а в 2020-м старые корпуса завода решили снести.
«С нами связался представитель очень ответственного застройщика, пожелавшего передать обнаруженную коллекцию в государственный музей. Нужно было понять ценность предметов — получилась практически детективная история. Осталось несколько человек из совета ветеранов, которым это было интересно, мы беседовали с ними, ездили на бывший завод, открывали музейную комнату, разбирали, обрабатывали. Обнаружили великолепные фотографии, подлинную газету “Наш рупор” 1940 года, изданную на заводе, и многое другое. В экспозиции мы оставили фрагментарную подборку, а больше предметов демонстрировали на выставке “Заводская история”», — отмечает Наталья Сосновская.
В витрине можно рассмотреть практически уникальную вещь — тарифно-квалификационный справочник 1939 года — такие предметы сохраняются очень редко. В документе есть пометки сотрудников, информация о зарплатах и должностях. Например, на «Вымпеле» был штатный собаковод. Собаки, которые охраняли завод, требовали лечения, ухода и кормов, и сотрудник о них заботился. Еще одна интересная должность — шорник по ремонту конской сбруи. Территория бывшего завода очень большая, и грузы между корпусами перевозили на лошадях. Естественно, их амуниция тоже требовала ухода.
В инсталляции «ХХ век», наряду с новыми поступлениями — одеждой и предметами быта 1930–1940-х годов и винтажными фотоаппаратами, стоящими на полке внизу, — разместился один из любимых экспонатов многих сотрудников музея. Гости могут увидеть плюшевого мишку, принадлежавшего Наташе Сурковой, дочери поэта Алексея Суркова, автора знаменитой «Землянки». Это прекрасный пример того, как в музеи попадают не только коллекции или редкости, но также дорогие сердцу мемориальные предметы.
Отдельная витрина посвящена Евгению Оксу, живописцу и графику, и его семье. Он родился в 1899 году в Санкт-Петербурге, с 1922-го жил в Москве, сотрудничал с разными издательствами, работал в жанре лирического пейзажа и портрета. Во время польской кампании Красной армии 1939 года был фронтовым художником, в 1941-м ушел на войну добровольцем, но был комиссован по болезни легких. После демобилизации Евгений Борисович решил не эвакуироваться, остался в Москве и фиксировал быт военного города.
«Рисунки и графика Евгения Окса были в нашей коллекции и раньше. Первые новые поступления датируются 2019 годом, последние — 2023-м. Нам было интересно не только представить его как художника, но и рассказать его семейную историю. В витрине мы разместили палитру Евгения Борисовича, старинную мебель, которая стояла у него дома. Очень важный для нас предмет — сундук, в котором хранились письма. Внучка художника Ольга Окс передала нам более 200 писем — и те, что Евгений Борисович писал жене и дочери в Татарстан, где они находились в эвакуации, и их ответы. Это практически уникальный случай, когда сохранилась вся переписка. В посланиях много деталей о жизни в эвакуации, трудностях и тяжелой работе (причем мама в отчаянии, а дочь ее утешает и успокаивает отца). Показать все письма можно было бы только в виртуальном формате, в витрине — несколько подлинников. Честно говоря, это та самая история, когда по каждому письму можно снять мини-сериал — и даже не придется ничего придумывать», — рассказывает Наталья Сосновская.
Выставка «Храним и помним» открыта до 30 июня.