У бриллианта всегда 57 граней, даже если его диаметр меньше миллиметра. Чтобы выточить их на гладком алмазе, нужен острый глаз, отличная память и чуткая рука: работать предстоит почти на ощупь, держа в голове измерения и картинку, увиденную под лупой. Этому учат в Центре алмазных технологий и геммологии колледжа предпринимательства № 11. Это единственное учреждение в столице, где готовят огранщиков и дают многопрофильное образование в области обработки драгоценных камней.
Более чем за полвека учебное заведение выпустило свыше 10 тысяч редких специалистов. Сегодня здесь готовят мастеров точечно, под запрос конкретных предприятий-партнеров. И в целом колледжи Москвы все больше налаживают партнерские связи с крупными работодателями.
В Москве обучение студентов с каждым годом становится более системным и практико-ориентированным. За год у нас появилось более 200 новых партнеров-работодателей города. Вместе мы актуализируем образовательные программы, улучшаем инфраструктуру образовательных учреждений. Студенты могут практиковаться на реальных производствах и выполнять настоящие рабочие задачи. Примерно 70 процентов учебных часов отводится на освоение профессиональных компетенций. Благодаря этому ребята приобретают и совершенствуют навыки, необходимые конкретным работодателям. Это позволяет им рассчитывать на успешное трудоустройство на лучшие предприятия столицы и быть уверенными в своем будущем. Анастасия Ракова заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития
Корреспонденты mos.ru побывали в мастерских колледжа и попробовали разобраться в тонкостях профессии. О том, какие этапы проходит минерал, прежде чем стать ювелирным изделием, зачем на советских заводах использовали «ружье» и куда могут трудоустроиться выпускники — в нашем репортаже.
«Груши», «радианты» и «принцессы»
Центр алмазных технологий и геммологии находится на Смольной улице, на севере Москвы. Он спрятан за забором и стенами. Пока мы поднимаемся и спускаемся по многочисленным лестницам, кажется, будто это прииск, и только кропотливый труд позволит откопать настоящие драгоценности. Отчасти так и есть: ребята проводят часы в мастерских, пока из-под их рук не начнут выходить бриллианты.
В учебном цехе, куда мы заходим, студенты в черных и синих халатах оттачивают навыки огранщиков. В несколько рядов стоят станки — столы, огороженные с трех сторон стеклянными панелями, на каждом — жужжащий крутящийся диск с алмазным напылением. «Алмаз можно огранить только алмазом, это самый твердый камень в природе. При этом диск должен вращаться со скоростью 3500 оборотов в минуту», — объясняет мастер производственного обучения Юрий Шибаев.
Наш собеседник — выпускник центра 1974 года, тогда еще — училища № 150 на Мытной улице. Получив диплом, он работал на предприятиях технологом и параллельно преподавал в родном учебном заведении. «Как первую грань на алмаз поставил, так и влюбился в камень», — признается мастер.
Мы проходим в кабинет к Юрию Шибаеву, который отделен от мастерской стеклянной стеной. Здесь в сейфе хранятся алмазы, настоящие и искусственно выращенные в лабораториях партнеров центра. Пока ребята не набили руку, им не доверяют драгоценные камни. «В советское время, если студент портил сырье, с него требовали возмещение стоимости алмаза в десятикратном размере. И хотя сейчас такого нет, я говорю ученикам, что ошибаться нельзя», — отмечает собеседник mos.ru.
На столе преподавателя — компьютер и 3D-сканер для алмазов, похожий на удлиненную пластиковую коробку. Первый этап работы с минералом — измерить его и найти идеальную форму для короны (верхушки) бриллианта. Именно она будет видна в кольце или сережке. Мастер открывает крышку на сканере, закладывает в ячейку крошечный блестящий осколок — природный алмаз. На мониторе высвечивается силуэт камня, варианты его обточки и количество каратов после обработки. Один карат равен 0,2 грамма. Для этого алмаза программа предлагает форму «радиант» — прямоугольник с закругленными углами. «А еще популярны “груша”, “эмеральд” (изумруд), “принцесса” (квадрат). Можно сделать и фантазийную форму, например сердце. Но такие бриллианты стоят на 40 процентов дешевле, потому что подвергаются большей обточке», — говорит Юрий Шибаев.
В этой же компьютерной программе мастер наносит лучом, скрытом в сканере, разметку на камень. Такая операция нужна, если у алмаза лишние углы, которые желательно отпилить лазером. Из отрезанных кусочков тоже можно сделать маленькие бриллианты!
«Следующие этапы работы с алмазом после замера и лазерной распиловки — подшлифовка, во время которой убирают возможные трещины, обдирка — придание камню выбранной формы, чистовая огранка, промывка, технический контроль и оценка. Наши студенты умеют все это делать самостоятельно», — уточняет Юрий Шибаев.
Глаз-алмаз
Обдирка проходит в отдельной мастерской на современных электронных станках. Камень зажимают между двумя пинолями (стержнями) или сажают на штырь с клеем, если вдруг он может треснуть в процессе обработки. Лампа подсвечивает его, камера транслирует изображение на дисплей, студент приближает диск и стачивает неровности. В советское время приходилось использовать деревянную палку с чем-то вроде плоскогубцев на конце. «Это приспособление называлось ружьем. Камень, требующий обдирки, захватывали ружьем и силой откалывали острые углы. Все делали на глазок, но с потрясающей точностью», — отмечает преподаватель обдирки Дмитрий Куранов.
Впрочем, ребята знают, как работать даже на старых станках. Здесь готовят многогранных специалистов.
После придания формы камень возвращают в огранную мастерскую. Там на нижней части гравируют первые восемь линий, а внутри них выделяют клинышки, чтобы бриллиант преломлял свет и играл. Затем мастер ставит грани на короне алмаза, причем так, чтобы они соответствовали тем, что внизу. «Мне однажды довелось работать с алмазом, диаметр которого был 0,9 миллиметра. Я не мог его разглядеть на столе и находил на ощупь. Но в итоге удалось сделать на нем все 57 граней!» — с улыбкой вспоминает Юрий Шибаев.
Он предлагает и нам погрузиться в профессию огранщика. Для этого нужно сесть за станок, опереться локтями на поверхность стола из прочного стекла, взять в левую руку металлический держатель, по бокам которого — винты для поворачивания камня. Сам будущий алмаз зажат в верхней части этого приспособления. А в правой руке должна быть лупа с 10-кратным увеличением. «Поднесите ее поближе к камню, настройте фокус. Не жмурьте второй глаз! Нужно обнаружить мягкое, податливое направление камня, в котором будем гранить, иначе ничего не выйдет. Теперь осторожно, не напрягая кисти, поднесите камень к вращающемуся диску. Не нажимайте, а то сточите лишнее!» — инструктирует преподаватель.
С диска сыпется едва заметная сверкающая пыль. В лупе бриллиант переливается, бликует, и невозможно определить, сколько на нем граней и где «мягкое направление». Зато студенты центра прекрасно разбираются в подобных тонкостях.
«Я пришел сюда после 11-го класса и сейчас заканчиваю обучение, которое длилось 10 месяцев. Меня ждет квалификационный экзамен и диплом огранщика. Планирую устроиться в оборонную промышленность, уже ходил на собеседование. Я надеюсь стать редким специалистом по обдирке, пока у нас в колледже этим занимается только один преподаватель, и никто не может его заменить. Мне нравится, что моя работа связана с высокой точностью и ответственностью. Такая деятельность помогает мне взрослеть», — говорит студент Павел Дергачев.
А второкурсник Тимофей Петраченко, поступивший в колледж после девятого класса, планирует после окончания обучения получить высшее образование в сфере геммологии. Практические знания он уже приобрел.
Студенты столичных колледжей получили предложения о трудоустройстве от ведущих промышленных предприятийНейропилотирование, кибербезопасность и раннер: как прошел фестиваль «Войти в Айти» на ВДНХ
До малейшего пятнышка
В соседнем классе ребят учат оценивать драгоценные камни. Сегодня они рассматривают под лупой и яркой лампой настоящие изумруды, подложив под них белые листы бумаги. Задача — выяснить, насколько зеленый оттенок соответствует спектральному, нет ли внутри камня посторонних включений: чем их больше, тем ниже ценность.
«Сложнее всего оценивать бриллианты. У каждого размера свой классификатор. Процесс должен происходить за столом, обитым зеленым бархатом, чтобы прозрачный камень не потерялся. Даже если камушек микроскопический, очень важно разглядеть его “внутренний мир”, наличие дефектов. Обнаружили хотя бы крошечное пятнышко или облачко — алмазу нельзя присвоить первую категорию», — объясняет преподаватель оценки и классификации Анастасия Вавилова.
Навыки оценщиков пригодятся выпускникам, которые пойдут работать, например, в Гохран России — на предприятие, занимающееся учетом драгоценных камней.
По заказу работодателей
В Центр алмазных технологий и геммологии принимают после девятого и 11-го классов на основе среднего балла в аттестате: он должен быть не ниже 3,7. Ребята с неполным средним образованием учатся три года, параллельно осваивая предметы школьной программы. Окончившие 11 классов постигают мастерство в течение года.
Студенты ежегодно участвуют и побеждают в профессиональных столичных, всероссийских и международных конкурсах, среди которых European Open и «Московские мастера».
С этого года в центре появились новые специальности: к технологии обработки алмазов и огранке прибавились ювелирное дело, твердотельная электроника и разработка электронных устройств и систем. Ребята, выбравшие «электронные» направления, смогут изготавливать пластины с алмазным покрытием. Такие детали нужны, в частности, для четкой работы раций.
«Мы ввели эти специальности по заказу компании “Микрон”, расположенной в Зеленограде. Наш колледж сотрудничает с очень многими предприятиями, большими и малыми, находится в тесном взаимодействии с рынком и старается точечно готовить специалистов, которых ждут в конкретных компаниях», — говорит заведующий Центром алмазных технологий и геммологии Алексей Панкратов.
Даже мастерские центра приближены к тем, что работают на заводах. Некоторые для колледжа обустроили партнеры, например из алмазодобывающей группы компании «Алроса», чтобы выпускники, поступив к ним на работу, не переучивались, а оказались в привычной среде.
«Раньше говорили: “Учеба начинается после окончания института”. У нас не так. Наши выпускники зачастую подкованы лучше, чем инженеры с высшим образованием. Дипломные работы студентов центра не раз становились базой для создания методичек. Я могу с уверенностью сказать, что уровень практических и теоретических знаний, который мы даем очень высокий», — резюмирует Алексей Панкратов.
Собянин: Московские колледжи будут работать с учетом запросов работодателейСергей Собянин назвал ключевые направления стратегии развития образования Москвы