К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина в Музее космонавтики открылась необычная выставка «Гагарин. Дорога в космос» — не очень часто музеи, ориентированные на науку и технику, организуют выставки живописи. Однако создателям хотелось посмотреть на биографию (и автобиографию) первого космонавта Земли с неожиданной точки зрения.
Это, разумеется, не первая и не последняя выставка к юбилею Юрия Гагарина, отмечает Наталья Зюмченко, заведующая отделом научно-выставочной деятельности Музея космонавтики. Эта выставка по-настоящему уникальна, потому что создатели экспозиции нашли особый подход к рассказу о биографии первого космонавта планеты: проиллюстрировали этапы жизни Гагарина и исторический контекст, в котором он рос, полотнами художников-соцреалистов.
«Мы соединили биографию Гагарина с историей страны. Шесть столбиков текста на стене проиллюстрированы фотографиями из нашего фонда. Мы специально взяли снимки формата 10 на 15 сантиметров, чтобы получился своеобразный семейный альбом, охвативший разнообразные моменты его жизни. Факты из биографии Гагарина выделены курсивом. В первом столбце написано: “Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года”. В том же году родились еще три миллиона 880 тысяч человек. 15 апреля опубликован роман Николая Островского “Как закалялась сталь”, и для своей эпохи это был роман воспитательный. Спасены челюскинцы — это подвиг авиации. Из всех этих историй складывается общая — Гагарина и СССР. Если касающихся его фактов сначала немного, то в последних столбцах он сам и есть история страны. В этом суть нашей выставки», — рассказывает Наталья Зюмченко.
Гагарин, конечно, изображен далеко не на всех картинах, но он незримо присутствует на них как представитель и герой своего поколения. Более того, говорит заместитель директора Музея космонавтики по научной работе Вячеслав Климентов, 90 процентов этих работ Юрий Алексеевич мог видеть сам — все они созданы в основном в 1930-1960-е годы.
«Это то, что окружало советского человека. Очень многие работы тиражировали в виде открыток, постеров, копий, развешивали в клубах, домах культуры, школах. Соцреализм — это не только отражение жизни людей тогда, это, скорее, еще и то, как люди понимали свою будущую жизнь, к чему стремились. А эти картины вели их к тому, ради чего они работали и учились, чего добивались», — поясняет Вячеслав Климентов.
От картины к картине
Хотя выставка «Гагарин. Дорога в космос» дает зрителю свободу в выборе маршрута, поэтому начинать осмотр можно с любого экспоната, но логическую структуру экспозиция имеет. Наталья Зюмченко и Вячеслав Климентов предлагают сразу при входе на выставку обратить внимание на две картины — это «Налетался» Владимира Переяславца и один из первых портретов Юрия Гагарина, написанных после его полета. Его создал ведущий советский художник-диорамист Михаил Ананьев.
«Эти две картины символизируют мечту маленького мальчика об авиации, о космонавтике (хотя он, может быть, еще даже не слышал такого слова) и ее исполнение, возможное благодаря человеку, который сделал все, чтобы стать первым», — говорит Вячеслав Климентов.
Биография Владимира Переяславца тоже в своем роде символична. Будущий художник рано остался без родителей, некоторое время беспризорничал в Краснодаре. В 1932 году он стал воспитанником первого детского дома Москвы, сотрудники которого возили детей в пионерский лагерь на одну из подмосковных рек. Сюда же выезжал на пленэры художник Петр Кончаловский. Юный Переяславец, активный и харизматичный, очень интересовался работой живописца. Кончаловский мальчика не забыл: когда Владимир Переяславец выпустился из детского дома, художник содействовал тому, чтобы молодой человек получил хорошее художественное образование. В 1941-м Переяславец добровольно покинул четвертый курс Московского государственного художественного института, чтобы учиться летному делу, а после ушел на фронт в качестве летчика-истребителя. Вернувшись с войны, он завершил художественное образование — его дипломная работа была посвящена Алексею Маресьеву. После Владимир Переяславец сотрудничал со Студией военных художников имени М.Б. Грекова.
Далее, поясняет Вячеслав Климентов, зритель проходит через важнейшие художественные образы советской эпохи, видит работы сильнейших художников-соцреалистов, в том числе Аркадия Пластова и Александра Дейнеки. И одновременно проходит через этапы жизни Гагарина — от рождения, детства в деревне и до войны и оккупации, переезда в Гжатск, учебы, участия в отряде космонавтов. Последний и самый яркий этап жизни Юрия Гагарина отражен в работе студии. Ей, кстати, в этом году тоже исполняется 90 лет, как и Юрию Алексеевичу.
Картина Льва Народицкого «Первенец» написана в 1949 году. Она о первых поколениях советских людей, не имевших того дореволюционного прошлого, какое было у их родителей. И Юрий Гагарин был представителем такого поколения. Художник изобразил раннюю весну и молодую пару с младенцем — образ новой жизни. А «Крымские пионеры» Александра Дейнеки — о том, как изменилось в Советском Союзе детство, поменялся подход к воспитанию. Еще здесь художник развивает одну из важнейших в своем творчестве тем — культ атлетического тела и красоты. Все художники изучают анатомию, но Дейнека на своем опыте знал, как работают мышцы: он с детства увлекался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом и всеми силами популяризировал здоровый образ жизни. Спортивным человеком был и Гагарин — он всегда занимался физкультурой, был капитаном волейбольной команды и любил подвижные игры.
Далее — «Урок ботаники» Аркадия Пластова, Наталья Зюмченко называет картину одной из самых важных в экспозиции. В отличие от более графичного Дейнеки Пластов, которого считали Алексеем Венециановым ХХ века, сосредоточен на отблесках, рефлексах, свете — на его картинах очень много неба и воздуха. Здесь учительница вывела детей на опушку леса, они изучают родную природу — не самый привычный формат урока. Когда Юрий Гагарин после оккупации вернулся к учебе, он пошел в необычную школу при педагогическом училище, где применяли новаторские образовательные методики. Можно предположить, что будущему космонавту очень повезло — на его личные качества, энергию, таланты, желание учиться и постоянно развиваться наложились возможности, которые ему дали учителя-экспериментаторы.
Счастливое детство, прерванное оккупацией, тоже символизирует картина Пластова. Семья Гагариных долгое время была вынуждена жить в землянке, они стали свидетелями многих тяжелых и трагичных событий. На акварели 1942 года «В освобожденной деревне» — проблеск надежды, советские солдаты, помогающие восстанавливать дома. Картину Пластов писал у себя в деревне, но даже на ней видны улыбки на лицах людей и то, как они рады этому мирному эпизоду.
Ирина Жданко — замечательный мастер этюда, в экспозиции представлена ее работа с длинным названием «На выставке образцов трофейного вооружения в Центральном парке культуры и отдыха имени Максима Горького» (второе название — «Солнце за тучей»). Погодные условия стали символом запечатленного момента: 1943 год, Сталинградская битва, поворот фронта — люди, измученные войной, получили надежду. Эту выставку хотели увидеть все, и есть легенда, что Гагарин-подросток вместе с друзьями сбежал из дома и на крыше вагона поезда доехал до Москвы, чтобы осмотреть ее. Выставка работала до 1948 года, и эти события действительно могли иметь место.
Мирная жизнь и восстановление страны представлены картинами «Молодой рабочий» Александра Самохвалова и «Бригада знатного каменщика Королева на стройке» Дмитрия Пускина. Первый портрет великолепен по исполнению — легко написанный и обладающий всеми достоинствами самохваловских работ, обычному молодому человеку придается практически античное обличие. Юрий Гагарин, как и многие его сверстники, получил сначала рабочую профессию — с отличием окончил ремесленное училище по специальности «формовщик-литейщик». А Дмитрий Пускин часто изображал те или иные стройки, посвящал свои картины созиданию.
«Здесь на стене у нас важная цитата из автобиографии Гагарина, хотя портрета Сергея Королева на выставке нет. “Главный конструктор подвел нас к своему детищу — космическому кораблю”, — пишет Юрий Алексеевич. С начала войны до первого полета человека в космос прошло всего 20 лет — это невероятно маленький срок. Важно, что в это были вложены все силы. Новые металлы, мартеновские печи — чего только не было создано в СССР, чтобы это состоялось», — рассказывает Наталья Зюмченко.
Логическим завершением экспозиции можно считать монументальное полотно, которое знаменует ее общую идею, — создатели выставки в шутку называют его союзом живописи и космонавтики. Владимир Переяславец писал хорошие групповые портреты, ему доверили и этот, который стал знаковым. В студию к нему приходили Валерий Быковский, Юрий Гагарин, Андриян Николаев, Павел Попович, Валентина Терешкова и Герман Титов.
Письма и личные вещи полковника Гагарина
Целая стена на выставке посвящена письмам, приходившим на имя Юрия Гагарина, их показывают впервые. Причем отправители не всегда писали точный адрес — в этой графе на разных конвертах стояли иногда просто Москва или Звездный Городок, Центр подготовки космонавтов или даже Кремль. Слава Гагарина была так велика, что они могли быть уверены, что послание найдет адресата.
Люди писали очень трогательные письма. В одном отправитель рассказывает, что в их семье тоже родилась девочка Лена, как у Гагариных, и предлагает космонавту стать ее крестным отцом. Из маленького города пишут участники пионерской дружины, которые хотели бы присвоить ей имя Гагарина. Кто-то просто хочет поговорить.
Хотя выставка «Гагарин. Дорога в космос» посвящена главным образом живописи, представлены на ней и личные вещи космонавта.
«В центре композиции — предметы, связанные с жизнью Гагарина, часть из них мы показываем впервые. Самый интересный — это, безусловно, китель, который выставляется в первый раз. И здесь очень интересная история, связанная со звездой Героя Советского Союза. Это не сама награда, а ее копия, муляж, но с музейной точки зрения она гораздо интереснее, чем настоящая звезда. Почему? Звезду Героя Советского Союза всегда хранили в сейфе и надевали только по очень торжественным случаям, а эту звездочку Юрий Алексеевич носил постоянно. Поэтому она, можно сказать, хранит тепло его рук, непосредственно соединена с его личностью», — говорит Вячеслав Климентов.
Кроме того, на витрине представлены дипломы с отличными оценками, книга «Дорога в космос» с автографами Гагарина и других космонавтов, его краги и гермошлем. Из Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России для выставки предоставили дипломный проект Юрия Алексеевича — модель космического корабля многоразового использования (по сути, корабль-ракетоплан «Буран»). Учился Гагарин, получается, всю жизнь — он трагически погиб через несколько дней после защиты дипломного проекта в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского.
Кино и голоса космонавтов
На стене, объединившей биографию Гагарина и историю СССР, висят наушники — посетители выставки могут услышать, как отрывки из книги «Дорога в космос» читают космонавты, в том числе Владимир Аксенов, Олег Артемьев, Сергей Кудь-Сверчков, Александр Лавейкин и Антон Шкаплеров. Эпизоды распределили не просто так: например, молодой космонавт Сергей Кудь-Сверчков читает эпизод о детстве, а Герой Советского Союза Александр Лавейкин — эпизод про войну и оккупацию (Александр Лавейкин — сын Ивана Павловича Лавейкина, командира 2-й эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка, боевой путь которого лег в основу фильма «В бой идут одни “старики”»).
Еще выставку дополнили импровизированным пространством Дома культуры — такой был, например, в Саратове, навсегда связанном с Гагариным, отмечает Вячеслав Климентов. Там будущий космонавт учился в техникуме и именно там по-настоящему заболел небом, прикоснулся к нему, занимался в клубе, принадлежавшем ДОСААФ.
На экране показывают документальные кадры — в любом советском кинотеатре перед сеансом демонстрировали кинохронику, а потом уже начинался фильм. Так же и в Музее космонавтики: сначала документальные кадры с участием Юрия Гагарина, потом — фрагменты одного из его любимых фильмов (снятого в 1941 году «Валерия Чкалова»). Образ летчика-испытателя, совершившего первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон), был очень важен для Гагарина, и фильм он любил и часто смотрел. Посетители выставки тоже могут познакомиться с этой кинокартиной.
Кроме того, специально к этой выставке Музей космонавтики подготовил образовательную программу для детей и взрослых. «Космогерой» — это целый комплекс заданий. Знакомиться с экспонатами выставки и биографией Ю.А. Гагарина гораздо интереснее с маршрутным листом. Выполнив задания и ответив на вопросы, заполненный лист отправляется в специальный почтовый ящик, находящийся на выставке. Принять участие в программе можно уже с 8 апреля.