В рамках пятого потока архивного проекта «Уникальные документы. Взгляд нового поколения» московские школьники и студенты колледжей начали изучать документы известных историков, общественных деятелей и меценатов, которые учились и преподавали в Императорском Московском университете. Поток станет последним в этом году, а в мае состоится награждение всех участников, которые исследовали документы известных людей в Главархиве. Об этом рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
«Мы начинаем завершающий в этом учебном году этап архивного проекта для учащихся Москвы. За время проведения всех этапов работы школьники и студенты изучили более 1100 документов известных людей, связанных с Императорским Московским университетом. И не просто изучили, но и помогли специалистам Главархива признать эти материалы уникальными. Например, благодаря совместной работе учеников и архивистов по результатам последнего потока уникальными стали студенческие документы Бориса Пастернака, Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Федора Тютчева», — сообщила Анастасия Ракова.
В марте ученики школ и студенты колледжей будут работать с документами философа Василия Розанова, который первый в России перевел «Метафизику» Аристотеля, историка Василия Ключевского, философа Павла Флоренского, мецената Саввы Морозова, на чьи деньги был открыт Московский Художественный театр, историка Павла Милюкова, философа Алексея Лосева и многих других. Ряд материалов войдет в число уникальных. В рамках четырех потоков проекта уникальными документами были признаны материалы Ивана Сеченова, Николая Пирогова, Николая Склифосовского, Евгения Вахтангова, Александра Островского, Василия Кандинского, Александра Ферсмана, Георгия Габричевского, Николая Жуковского, Сергея Вавилова и Сергея Обручева.
Проект «Уникальные документы. Взгляд нового поколения» в начале прошлого сентября открыл Главархив совместно со столичным Департаментом образования и науки на базе Московского центра воспитательных практик. В ходе четырех его этапов школьники и студенты изучали документы представителей медицинской сферы, ученых и деятелей искусства и культуры. Участники также знакомятся с внутренней работой Главархива, узнают о методах хранения и реставрации ценных документов. Более 50 учащихся из Москвы стали финалистами проекта и получили возможность поработать в архиве. Всего заявки на участие в проекте подали свыше тысячи участников.
Каждая группа школьников и студентов оценила значимость изучаемых исторических документов, проанализировала информативность материалов и исследовала периоды их создания. По завершении каждого этапа ученики защищали проекты и обосновывали, почему изучаемые документы литераторов, ученых или деятелей культуры должны быть признаны уникальными. Тезисы из докладов участников проекта в дальнейшем используют специалисты Главархива для включения ряда документов в перечень уникальных.