Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

07:01, 17.01.2024

Кораблик на пульте управления, умные ворота и роботы: что изобретают столичные школьники

До чего дошел прогресс! Кажется, знаменитая песня повествует уже не о фантастике, а о современных реалиях. Сегодня порядок в доме наводит робот-пылесос, а умная колонка отвечает на вопросы и поддерживает беседу. Но это не все чудеса, уверены столичные школьники. Еще в юном возрасте они обучают нейросети, программируют роботов и разрабатывают систему отслеживания загруженности общественного транспорта.

В День детских изобретений, который отмечается 17 января, рассказываем, как ребята придумывают и реализуют свои проекты.

Умный дом и управление роботами с помощью жестов

Александр Сухоцкий — воспитанник центра технического образования Московского дворца пионеров. Сюда юный изобретатель ходит уже много лет. Вместе с другом Никитой Шилковым они собрали робота, управлять которым можно при помощи жестов.

«Называется наш робот Handybot. Это небольшая металлическая конструкция с тремя уровнями, на каждом из которых по несколько контейнеров. Будто маленький лифт, между ярусами перемещается держатель — он может зацепить коробочку и вытащить ее с уровня. По размеру вся конструкция не больше компьютерного монитора. К ней подключена камера, которая фиксирует жесты. Робот реагирует мгновенно и может повторять движение руки в кадре: палец вверх — и он едет вверх, легкое нажатие — цепляет контейнер. Конструкция с коробочками — один вид его исполнения, но у нас есть такой робот и в виде руки. Он тоже повторяет жесты с камеры. Использовать Handybot можно на опасных производствах, в строительстве, медицине или даже запустить его на Марс, куда еще не ступала нога человека. Он может работать удаленно», — говорит Александр Сухоцкий.

В Московском дворце пионеров он научился не только создавать роботов, но и привносить новые технологии в свой дом. Например, еще в 10-летнем возрасте Александр Сухоцкий оснастил ворота на даче умным механизмом, чтобы открывать их через приложение. А в собственной комнате он изменил систему освещения и теперь может включать и выключать свет хлопнув в ладоши. В будущем юный изобретатель мечтает поступить в вуз на программиста.

Соавтор проекта, Никита Шилков, в свои 14 лет хорошо знает физику, собирает модели самолетов и кораблей и даже делает роботов. Сегодня он может не только собрать модель судна, но и оснастить его подсветкой и радаром для отслеживания. Вместе с Александром Сухоцким он занимается в центре технического образования Московского дворца пионеров. На создание робота Handybot ребятам потребовалось около двух лет. Они вместе совершенствовали механизмы, дополняли и улучшали его элементы. А когда все было готово, представили разработку на международном конкурсе-выставке инноваций International Young Inventors Award в Индонезии, где завоевали первое место.

image

«В детстве я очень любил конструктор и мог бесконечно собирать из него разные предметы. Когда мне было девять, стал ходить во Дворец пионеров на авиамоделирование, где делал модели самолетов в миниатюре, а после — на судомоделирование. Там я собрал свою первую модель корабля на пульте управления», — рассказывает Никита Шилков.

Готовиться к конкурсу ребятам помогали наставники — педагоги центра технического образования по робототехнике Владимир и Татьяна Сухоцкие, а по совместительству — бабушка и дедушка Александра. Страсть к изобретениям у них — это семейное.

«Наставники помогали нам устранять недочеты, совершенствовать детали, направляли, но основную работу мы старались делать сами. Я программировал робота, а Никита отвечал за его сборку. Еще они учили обращаться с оборудованием. Для реализации проектов во Дворце пионеров есть все необходимое: 3D-принтеры, токарный и фрезерный станки, компьютеры с программами и многое другое», — подчеркивает Александр Сухоцкий.

Учащиеся центра технического образования Московского дворца пионеров завоевали золотую медаль на международном конкурсе юных изобретателейМосковские школы сотрудничают с 53 вузами и НИИ-партнерами — Сергей Собянин

Робот-компаньон и нейросеть, выявляющая пожары

Необычного робота придумала и ученица инженерного класса Бауманской инженерной школы № 1580 Ксения Фролова. Она разработала устройство, которое следит за здоровьем человека, напоминает о том, что надо выпить лекарства, и выдает их через специальное окошко в корпусе, а при необходимости подключает родственников по видеосвязи. Управлять роботом можно через мобильное приложение — его тоже создала школьница.

«Я хотела придумать изобретение в помощь пожилым людям. Ведь они могут забыть выпить таблетки, а кому-то бывает непросто дойти до врача. Поэтому решила сделать гаджет, который будет помогать им следить за самочувствием. Но сейчас понимаю, что такое изобретение может быть полезно всем», — рассказывает десятиклассница.

Ксения Фролова

Робот-компаньон похож на небольшой шкафчик с монитором. В установленное время на экране появляется напоминание о приеме лекарств, умный помощник также мигает и издает звуковой сигнал. На монитор выводится и информация о том, какие препараты сочетать не рекомендуется. А еще он не даст заскучать и предложит выполнить пару несложных интеллектуальных упражнений.

На разработку идеи, программирование и сборку такого устройства у Ксении Фроловой ушло около двух лет. За это время она освоила азы моделирования, 3D-печати и электроники. «Сегодня создать изобретение может каждый ученик. У нас в школе для этого есть, например, ИТ-полигон со специальными станками и принтерами», — отмечает Ксения Фролова.

image

Она начала заниматься разработками в шестом классе, когда в ее учебной программе впервые появилась физика. Уже тогда, увлеченная проблемами экологии и альтернативной энергетики, она создала свой первый проект — очиститель для солнечных батарей.

Ксении Фроловой 16 лет. Она отлично знает физику, а поступать планирует в Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана на факультет биомедицинской техники.

Связать свою жизнь с изобретениями мечтает и Екатерина Семендяева, выпускница ИТ-класса школы № 2127. Сегодня девушка — первокурсница Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

«Я начала заниматься разработками в 10-м классе. Нужно было сделать школьный исследовательский проект, и я решила взяться за что-то полезное. Это был 2021 год, когда Сибирь и Дальний Восток охватили лесные пожары, и я тогда подумала: а что, если отслеживать их поможет искусственный интеллект», — рассказывает Екатерина Семендяева.

Екатерина Семендяева

Девушка создала нейросеть, которая умеет выявлять пожары на планете по спутниковым снимкам. Искусственный интеллект анализирует изображения и определяет наличие на них огня или задымления.

image

Еще Екатерина Семендяева придумала способ отслеживания загруженности общественного транспорта. Она разработала систему, которая может определять число пассажиров на остановке. «Так мы сможем отследить, в каких районах столицы стоит создать дополнительные маршруты, чтобы эффективно распределить пассажиропоток. А москвичи смогут выстраивать более удобные маршруты», — говорит Екатерина Семендяева.

Реализация таких проектов помогла девушке не только получить новый опыт, но и определиться с выбором профессии. Для обучения в вузе Екатерина Семендяева выбрала программу «Прикладная математика».

«Благодаря исследовательским проектам я поняла, что хочу стать программистом. А программирования без математики не существует, поэтому выбрала связанную с ней специальность. Здорово, что мы можем пробовать изобретать еще в школе», — подчеркивает собеседница mos.ru.

VR-тренажер, умная одежда и робот-манипулятор: какие еще проекты реализуют ученики московских инженерных классовРобот-муравей, сурдоперчатка и цифровой стетоскоп: что изобретают московские школьникиУмная шнуровка обуви, система мониторинга дорог и город живых игрушек: что изобрели учащиеся детских технопарков

Школа — для науки

В столичных школах и учреждениях дополнительного образования открыто свыше 130 тысяч кружков и секций. Их посещают 89 процентов московских детей. Наибольший интерес у ребят вызывают такие направления, как компьютерные технологии, программирование и робототехника.

В московских школах также открыты предпрофессиональные классы, где у каждого ребенка есть возможность углубленно изучать интересующие его дисциплины. Например, реализовать проект изобретения можно в инженерном, медицинском или ИТ-классе.

Чтобы занятия проходили с пользой, а дети могли применять полученные знания на практике, в школах создают лаборатории с современным оборудованием. В них устанавливают 3D-принтеры и 3D-сканеры, лазерные резаки, фрезерные и токарные станки. С их помощью дети учатся изготавливать детали для будущих изобретений.

В лабораториях мобильной робототехники школьники программируют и собирают роботов. Кроме того, будущие инженеры и ИТ-специалисты знакомятся с принципами построения интернета вещей. В лабораториях микроэлектроники они учатся объединять в системы микропроцессоры и датчики.

Рекордное число учеников, максимальное количество наград. Главные цифры московского образования — 2023От друдлов до нейросетей: какие необычные методики для обучения детей разрабатывают столичные учителя

просмотров: 131

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.