В Музее М.А. Булгакова узнаем о книжной коллекции писателя и его дружбе с сестрой Надеждой, в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени рассматриваем сатирические иллюстрации, а в музее-заповеднике «Коломенское» — портреты Романовых. Рассказываем об интересных выставках, начинающих работу в январе.
«Космос под увеличительным стеклом» в Музее космонавтики
Даты: 2 января — 31 декабря
Адрес: проспект Мира, дом 111
Возрастное ограничение: 6+
Новая годовая выставка Музея космонавтики позволит ощутить атмосферу покорения Вселенной и узнать тайны космической филателии. Марки — уникальный жанр изобразительного искусства, миниатюрные растиражированные произведения. История отечественной космической филателии начинается с марки, выпущенной в августе 1951 года. На ней изображен Константин Циолковский, первый отечественный ученый, подступившийся к вопросу освоения Вселенной. В 1957-м запустили первый искусственный спутник Земли, что породило новое направление в коллекционировании. Далее все новые и новые сюжеты ложились в основу тематических марок.
Такое название для выставки выбрали потому, что лупа — непременный атрибут в арсенале филателиста, без нее не разглядеть деталей миниатюрного изображения. В экспозиции представлено более 500 марок, выпущенных в СССР с 1951 по 1984 год. По сути, эта коллекция — краткий курс истории отечественного освоения космоса, ведь марки запечатлели все его этапы. Более того, некоторые художники предлагали заглянуть в будущее и создавали композиции-фантазии на темы дальнейшего покорения Вселенной человеком.
«Люди и встречи московские» в Галерее Ильи Глазунова
Даты: 2 января — 30 июня
Адрес: улица Волхонка, дом 13
Возрастное ограничение: 6+
В Москве Илья Глазунов познакомился с представителями творческой интеллигенции и создал удивительную по разнообразию стилей, использованных материалов и художественных образов галерею портретов современников. Среди них мексиканский художник Давид Сикейрос, поэты Сергей Михалков, Николай Анциферов, Ксения Некрасова, Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский, актеры Марк Донской, Людмила Касьянова, первый космонавт Юрий Гагарин, психотерапевт Казимир Дубровский и другие известные личности.
Илья Глазунов достиг высокой выразительности в области портретного искусства. Исходя из идеи образа, он часто использовал разные графические приемы, старался донести до зрителя чувства, мысли и переживания героя, показать собственное отношение и понимание характера. Портреты объединяет глубокий психологизм, умение раскрыть внутренний мир человека. Многие из представленных на выставке работ экспонируются впервые.
«Надежда Земская» в Музее М.А. Булгакова
Даты: 2 января — 30 июня
Адрес: Большая Садовая улица, дом 10
Возрастное ограничение: 6+
Михаил Булгаков вырос в большой семье — у него было шесть братьев и сестер: Вера (1892), Надежда (1893), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900) и Елена (1902). Булгаковы несколько раз переезжали, пока не обосновались в 1906-м в доме 13 на Андреевском спуске. Дом и свою семью писатель увековечил в романе «Белая гвардия». Самые близкие и доверительные отношения у Михаила Булгакова сложились с Надеждой (в замужестве Земской). С сестрой он обсуждал важные для него вопросы, спорил на острые темы, ей первой рассказал о мечте стать писателем. В дневнике 28 декабря 1912 года Надежда отметила: «Хорошую мне вещь показывал сегодня Миша, хорошо и удивительно интересно! Миша хорошо пишет».
В Москве, куда Булгаков переехал в 1921-м, а Надежда еще раньше (учиться на историко-филологическом факультете Высших женских курсов), они подружились семьями — Надежда была замужем за филологом и педагогом Андреем Земским, а писатель женат на Татьяне Лаппе. Андрей и Надежда помогли Михаилу Булгакову с жильем — именно в их комнате в квартире № 50 в доме 10 на Большой Садовой он прожил почти три года. Надежда Афанасьевна поддерживала отношения с братом до конца его дней — в последний раз увидела Михаила в ночь смерти, 10 марта 1940 года. Она вела подробный дневник всю жизнь и собиралась взяться за написание биографии Булгакова».
На камерной выставке в Музее М.А. Булгакова представлены вещи и фотографии, связанные с Надеждой Земской. Осмотр можно совместить с походом на постоянную экспозицию.
Четыре сестры и два брата. Как сложились судьбы родных Михаила Булгакова
«Боюсь за книги» в Музее М.А. Булгакова
Даты: 2 января — 12 мая
Адрес: Большой Афанасьевский переулок, дом 35/37, строение 4
Возрастное ограничение: 6+
Другая камерная выставка Музея М.А. Булгакова открылась в Большом Афанасьевском переулке. «Боюсь за книги», — писал Булгаков в Париж брату Николаю 21 февраля 1930 года. И продолжал: «Библиотека у меня плохая, но все же без книг мне гроб! Когда я работаю, я работаю очень серьезно — надо много читать».
Собирать библиотеку Михаил Афанасьевич начал почти сразу после переезда в Москву: в начале 1920-х искал у букинистов книги по истории Гражданской войны для «Белой гвардии»; занимаясь биографией Мольера, пополнил коллекцию трудами о жизни и творчестве драматурга. Важной частью были словари и справочники (известно, что он изучал статьи в Брокгаузе и Ефроне, работая над «Мастером и Маргаритой»), сочинения классиков русской литературы — среди них особо почитаемого Булгаковым Гоголя, но также и писателей XIX столетия второго и третьего ряда. Нижние полки он отводил для советской литературы — там стояли книги его современников.
На выставке можно увидеть издания из библиотеки писателя — и подлинные, и аналогичные тем, что хранились в его книжных шкафах.
«Бич сатиры. Сатира в изобразительном искусстве России XIX века» в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени
Даты: 2 января — 26 мая
Адрес: Щетининский переулок, дом 10, строение 1
Возрастное ограничение: 6+
Как отмечал Александр Пушкин, «куда не досягает меч законов, туда достает бич сатиры». Литературные критики Николай Добролюбов и Виссарион Белинский считали, что у истоков этого жанра в России стояли девять сатирических стихотворений Антиоха Кантемира, изданные во Франции в конце XVIII века. Однако известны и более ранние примеры народной сатиры, которая распространялась среди грамотных крестьян и жителей городов еще в XVII веке.
Графическая сатира появилась при Петре I в форме лубка. Из интереса к лубку происходит интерес и к другой печатной сатире, пришедшей из-за границы, вдохновленной западноевропейскими графиками второй половины XVIII века. Среди отечественных графиков, следующих этому жанру, были Рудольф Жуковский и Андрей Сапожников, произведения которых есть в собрании музея. Они и оказались в фокусе выставки и проводниками в мир печатной графической сатиры Российской империи XIX века.
Выставка «Бич сатиры. Сатира в изобразительном искусстве России XIX века» рассказывает не только об истории жанра, но и про его связь с академическим движением в изобразительном искусстве.
«Портретная галерея дома Романовых. Романовы и Коломенское» в музее-заповеднике «Коломенское»
Даты: 16 января 2024 года — 19 января 2025 года
Адрес: проспект Андропова, дом 39, строение 69
Возрастное ограничение: 6+
Выставка «Портретная галерея дома Романовых. Романовы и Коломенское» посвящена представителям рода Романовых, приезжавшим в село Коломенское. Ее можно посетить в ходе общего осмотра дворца царя Алексея Михайловича, новая экспозиция станет дополнением основной, интерьерной.
Идея проекта — показать, что, несмотря на меняющийся исторический контекст и разные характеры правителей, Коломенское всегда оставалось для них местом притяжения. В галерее представят портреты русских самодержцев, начиная с Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых, до последнего правящего императора Николая II. Создатели выставки постарались объединить образы представителей рода Романовых в одну цельную историю. Произведения печатной графики сопроводят расширенной аннотацией и рассказом о том, что связывало героя с Коломенским.
«Истории из жизни птиц и зверей» в Государственном Дарвиновском музее
Даты: 18 января — 24 марта
Адрес: улица Вавилова, дом 57
Возрастное ограничение: 6+
Выставка «Истории из жизни птиц и зверей» приурочена к 125-летию со дня рождения зоолога, эколога, биогеографа, автора множества научных статей и монографий Александра Формозова (1899–1973). Широкому кругу любителей природы Александр Николаевич известен, прежде всего, как выдающийся художник-анималист и писатель. Его книги «Шесть дней в лесах», «Среди природы» и «Спутник следопыта» многократно переиздавали. По ним не одно поколение биологов училось читать «письмена» природы, проникать в тайны скрытой от глаз жизни зверей и птиц.
Внимательный взгляд Александра Формозова подмечал каждую цепочку следов, погрызенную шишку или ободранную со ствола дерева кору. Благодаря его акварелям современные зрители и читатели могут прикоснуться к тайнам лесных обитателей.
«Высоцкий без границ» в Государственном музее Владимира Высоцкого
Даты: 20 января — 5 марта
Адрес: улица Высоцкого, дом 3
Возрастное ограничение: 6+
Выставка «Высоцкий без границ» рассказывает о становлении и творческом пути знаменитого актера, поэта и музыканта, влиянии его творчества на культуру России и других стран.
Посетители узнают о важных моментах биографии Высоцкого, оказавших влияние на его становление как голоса поколения, зарубежных поездках, о том, как его творчество Владимира Семеновича вдохновляло других авторов и исполнителей — и отечественных, и иностранных.
Владимир Высоцкий был одним из тех немногих советских граждан, кто мог более или менее свободно (с учетом всех обстоятельств) выезжать за рубеж (отправлялся на гастроли в составе труппы Театра на Таганке). Вместе с женой Мариной Влади он побывал во Франции, Германии, Польше, Венгрии, Италии и США — старался открыть для себя весь мир.