Практически любой музей, расположенный на исторической территории, приобретает в свое собрание предметы, связанные с местными пейзажами. Музей-заповедник «Царицыно» — не исключение. Он был создан в 1984 году, и с тех пор здесь собирают в том числе и коллекцию его изображений. Подробнее об этом рассказала Ольга Докучаева, главный научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно».
Верхний Царицынский пруд
Один из центральных экспонатов выставки — картина живописца Станислава Жуковского. В начале ХХ века он прославился в основном благодаря изображениям старых усадеб. Что касается территории нынешнего музея-заповедника, то в начале 1910-х годов Жуковский написал пейзаж с Верхним Царицынским прудом (от ступеней павильона «Миловида»).
Название павильон получил благодаря великолепной панораме, открывающейся из его окон. Построили «Миловиду» в начале XIX века предположительно по проекту архитектора Ивана Еготова. Это проходная галерея с аркой и четырьмя угловыми кабинетами. «Миловида» всегда была одним из любимых мест у гостей «Царицына» и дачников.
Во второй половине XIX века в «Миловиде» открыли чайную, она работала почти до революции. А потом павильон, которому не уделяли должного внимания, обветшал. Его пытались реставрировать, но без ухода и охраны здание опять начинало разрушаться. Особенно пострадала «Миловида» от пожара 1992 года. Только после реконструкции в 2000-х ему вернули исторический облик. Сейчас здесь работает небольшой буфет и кафе — как и в старые времена, можно любоваться видом с чашкой чего-нибудь вкусного.
Большой мост через овраг
Гораздо позже, чем Станислав Жуковский, к видам «Царицына» обращался и художник-архитектор Лев Катаев. В начале 1980-х годов он изобразил Большой мост через овраг таким, каким тот был еще до реставрации.
Работы, к слову, шли довольно долго — с 1985-го до 2007-го. В те времена, когда создавалась картина, это было практически разрушенное строение — в годы Великой Отечественной войны по мосту ходила тяжелая техника, включая танки. Следующие несколько десятилетий без реставрации тоже не пошли ему на пользу.
80-метровый мост, арки которого похожи на порталы готических соборов, — одно из важнейших и самых узнаваемых сооружений царицынского ансамбля. Его построили в 1784 году по проекту архитектора Василия Баженова. Сегодня его облик начала XIX века полностью восстановлен.
Главная арка моста изображена также на картине Альберта Бенуа, сына известного архитектора Николая Бенуа и старшего брата художника Александра Бенуа. В 1886 году, когда территория музея-заповедника была сельской местностью, здесь нередко можно было встретить домашний скот — например, коров. Такой идиллический пейзаж и отразил в своей работе автор — эта картина тоже представлена на выставке.
Городецкая роспись
Вторая половина ХХ века — период расцвета советского декоративно-прикладного и народного искусства. И расписные деревянные сундуки, шкатулки, тарелки, представленные на выставке, — результат дружбы сотрудников музея с мастерами народного художественного промысла.
В 1989–1990 годах музей-заповедник устроил для художников конкурс. Задание было простым: изобразить архитектуру «Царицына», праздники и народные гуляния, проходившие там, в традиционном стиле городецкой росписи. Мастера выполнили более 50 работ, но только лучшие отобрали в коллекцию музея. В представленных предметах нашли отражение парковые беседки, пруды, Большой дворец, гуляния, чаепития, тройки лошадей.
«Одна из самых любопытных, на мой взгляд, вещиц — сундучок “Гулянье в Царицыне” Лидии Кубаткиной. Художница изобразила веселящихся людей на фоне Малого дворца, — рассказала Ольга Докучаева. — Остальные представленные предметы расписаны в теплых золотых тонах, а здесь мастерица выбрала бирюзовую гамму. Получилось очень эффектно».
Подобные творческие конкурсы были одним из способов пополнить коллекцию в период комплектования предметов народного искусства.
Фигурный мост и другие виды
По словам Ольги Докучаевой, в музее-заповеднике «Царицыно» хранится одна из лучших коллекций авторского гобелена второй половины ХХ века. Видное место в ней занимают работы Марины Нечепорук и Ирины Колесниковой, выполненные в формате мини-гобелена. В конце 1990-х они создали для музея целую серию изображений с образами «Царицына», каким оно было в XIX веке и потом до реставрации.
Мини-гобелен Марины Нечепорук «Глядя сквозь» (1999) — рассуждение на тему времени, хода истории. Художница использовала элементы часового механизма, разместив на фоне пейзажа фигурки посетителей «Царицына» из прошлого: мы видим даму с кавалером, карету, всадника. «Это такая элегическая, ностальгическая тема уходящего руинированного “Царицына”», — подчеркивает куратор.
В середине 2000-х Марина Нечепорук создала два гобелена с изображением Фигурного и Большого мостов — специально для Хлебного дома. Тогда как раз заканчивалась его реставрация, и у музейных работников возникла потребность в оформлении помещений, предназначенных для проведения мероприятий. Художница сделала по-настоящему оригинальные вещи: плотную фактуру гобелена она совместила с ажурным плетением.
Выставку можно посетить до 26 мая 2024 года.