Общественное признание педагогических работников
В Год педагога и наставника лучшие педагогические работники системы столичного образования были отмечены государственными наградами и наградами города Москвы:
— почетным званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» — шесть человек;
— знаком отличия «Отличник просвещения» — 64 человека;
— почетным званием «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» — 425 человек;
— нагрудным знаком Министерства просвещения Российской Федерации «Почетный наставник» — 14 человек;
— почетным знаком «Заслуженный учитель города Москвы» — 32 человека;
— почетным званием «Почетный работник образования города Москвы» — 118 человек;
— почетной грамотой Правительства Москвы — 36 человек;
— благодарностью Мэра Москвы — 237 человек;
— знаком отличия «За безупречную службу городу Москве» — два человека.
Екатерина Савушкина, учитель русского языка и литературы школы № 827, отметила, что получить такие награды особенно почетно в Год педагога и наставника. Она поблагодарила учеников и родителей за доверие. «И конечно, в этот вечер хочется сказать большое спасибо родному городу, Правительству Москвы, Департаменту образования и науки за то, что дают нам возможность мотивировать, заинтересовывать наших детей и реализовывать все творческие проекты для них», — добавила Екатерина Савушкина.
Грамот и благодарностей Департамента образования и науки города Москвы удостоены 6,7 тысячи педагогических работников.
Мероприятия в рамках Года педагога и наставника
Москва активно участвовала в реализации плана основных мероприятий по проведению в России Года педагога и наставника. Все они были направлены на формирование в общественном сознании представлений о важности труда, значимости и особом статусе педагогических работников и наставников, на популяризацию и повышение престижа педагогических профессий и распространение опыта лучших педагогических работников и наставников.
В столице в течение 2023 года были реализованы такие федеральные инициативы, как:
— торжественная церемония открытия Года педагога и наставника, прошедшая 28 марта;
— участие в федеральных этапах конкурсов «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Сердце отдаю детям», «Учитель-дефектолог года России — 2023», «Педагог-психолог — 2023», «Лучший учитель родного языка и родной литературы»;
— Всероссийская акция «Учить. Вдохновлять. Развивать» и акция «Спасибо учителю» в формате видеороликов и постов в социальных сетях;
— акция «Педагогические династии» в рамках информационной кампании по популяризации профессии учителя в средствах массовой информации;
— акция педагогических университетов «Аллея К.Д. Ушинского», в рамках которой в главном корпусе Московского педагогического государственного университета прошло официальное открытие памятника Константину Ушинскому, приуроченное к 200-летию со дня рождения педагога и писателя;
— организация и проведение совместно с Минпросвещения России на территории Москвы федеральных конкурсов «Директор года» и «Первый учитель»;
— организация и проведение церемонии награждения на территории Москвы победителя в номинации «Информационные технологии для нового поколения» Всероссийского конкурса «Открывая страну».
Кроме того, в рамках Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ проводятся мероприятия, посвященные отечественному образованию. В них принимают участие педагоги и учащиеся образовательных организаций столицы.
Помимо вышеперечисленного, в Год педагога и наставника прошло несколько крупных столичных мероприятий. Среди них:
— Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы — 2023». Он включал в себя шесть номинаций — для учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов и дефектологов, а также молодых педагогов. Всего в конкурсе приняли участие более двух тысяч педагогов;
— Московский городской конкурс «Навигаторы детства» среди квалифицированных специалистов в области воспитания (советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями) — более 2,6 тысячи участников;
— конкурс «Наставник молодых педагогов — 2023», направленный на выявление и презентацию лучших практик наставничества, развитие системы наставничества в отношении молодых педагогов образовательных организаций города Москвы — более 50 участников;
— конкурс «Интеллектуальный мегаполис. Правильно и быстро» по скоростной печати текстов для школьников, студентов, родителей и учителей. Более 20 тысяч участников работали с текстами великих русских педагогов, посвященными детству, труду учителя, воспитанию патриотических чувств и этики;
— педагогическая мастерская «Москва встречает преподавателей русского языка», в которой приняли участие 47 лауреатов из 18 стран — победителей XXIII Международного пушкинского конкурса «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»;
— августовский педагогический совет в рамках Московского урбанистического форума, участниками которого в очном и онлайн-формате стали более 52 тысяч человек.
В течение всего года транслировалась социальная реклама, посвященная Году педагога и наставника. Ее можно было увидеть на билбордах, уличных стендах и других конструкциях города.
На столичных бульварах были организованы выставки о педагогах и обучающихся. Например, в Нарышкинском сквере прошла выставка «Образ педагогов и наставников в произведениях молодых художников».
В восьми парках Москвы открылась фотовыставка «О тех, благодаря кому…». Проект представил москвичам преподавателей, тренеров и инструкторов, проводящих регулярные занятия в парках культуры и отдыха.
В восьми парках Москвы открылась фотовыставка, посвященная педагогам и наставникам
Транспортный комплекс Москвы запустил тематический поезд «Учитель — главная профессия на Земле». На экранах метро показывали четыре тематических ролика, а также было выпущено 10 тысяч карт «Тройка» с индивидуальным дизайном.
«От нас зависит будущее страны, потому что именно учителя воспитывают и растят будущих ученых, спортсменов, писателей, государственных деятелей, инженеров и космонавтов. Наши дети делают успехи и развивают культуру, науку, они открывают новые законы, и хочется пожелать, чтобы в их новых проектах все свершалось», — сказала Марина Пашедко, учитель физики школы № 444.
Миссия Года педагога и наставника — признание особого статуса педагогических работников, в том числе и тех, кто выполняет наставническую деятельность.
В рамках развития системы наставничества в Московском городском педагогическом университете реализуются проекты, в которых в роли наставников выступают студенты — прежде всего будущие педагоги и психологи. В числе этих проектов такие направления, как:
— наставничество адаптации — старшекурсники сопровождают процесс образовательной и социальной адаптации студентов-первокурсников;
— реверсивное наставничество — студенты сопровождают обучающихся старшего поколения, слушателей дополнительного профессионального образования, помогая им с адаптацией к образовательной среде и цифровым ресурсам университета, с выбором темы и формата итоговых аттестационных работ и другими моментами;
— событийное наставничество — организация и проведение студентами мероприятий, где каждый участник становится соавтором, разрабатывает и реализует индивидуальный маршрут, строит ресурсные карты, рассматривает новые возможности для профессионального и личностного развития.
Поддержка молодых педагогов
В системе образования Москвы трудятся около 15 тысяч молодых учителей, из них более тысячи начали преподавать в этом учебном году. Для погружения в профессиональную среду им доступно около 500 программ и курсов повышения квалификации, также можно обратиться за помощью к опытным коллегам.
Активную наставническую деятельность среди молодых педагогов ведет Московская городская организация (МГО) Общероссийского профсоюза образования. Еще одна организация — Столичная ассоциация молодых педагогов при МГО Общероссийского профсоюза образования — объединяет 524 совета молодых педагогов образовательных организаций Москвы, 34 межрайонных совета молодых педагогов и 11 окружных советов молодых педагогов при территориальных организациях профсоюза.
В 2022/2023 учебном году Столичная ассоциация молодых педагогов приняла участие в организации и проведении мероприятий, участниками которых стали почти семь тысяч молодых педагогов, в том числе из других регионов страны.
Результатом всей этой важной работы является увеличение количества молодых учителей в образовательных организациях столицы — за последний год рост составил 10 процентов. По этому показателю Москва опережает все другие регионы России.