Московский метрополитен — это не только быстрые и комфортные поездки, но и различные пассажирские сервисы, а также добрые истории, которые случаются под землей практически каждый день. Сотрудники столичного транспорта рассказали mos.ru о своей работе, помощи людям и животным, интересных случаях и неравнодушии.
Найти потерянные вещи…
Один из первых сервисов, который появился в московском метро, — склад забытых вещей. В этом году ему исполнилось 70 лет. Сегодня в метро работает три склада — на станциях «Черкизовская», «Котельники» и «Деловой центр».
«Чаще всего в метро забывают зонты, шапки и перчатки. Идентифицировать такие вещи непросто. За месяц в сезон на склад поступает около 1,5 тысячи зонтов. Обычно пассажиры звонят на горячую линию 3210, и если есть хоть какая-то зацепка, то мы идентифицируем предмет. Потом человек приезжает на склад, и ему показывают эту вещь», — рассказывает заведующий складом забытых вещей службы пассажирских сервисов Егор Новиков.
В метро также забывают сумки, велосипеды, самокаты, стройматериалы и даже музыкальные инструменты. Например, недавно в вагоне оставили скрипку. Такие вещи обычно быстро возвращаются к хозяевам.
«Девочка с мамой пришла на склад на “Черкизовской”, забрала инструмент и даже устроила для нас маленький концерт. Играла шикарно. Нашим кладовщикам очень понравилось выступление», — говорит Егор Новиков.
В метро часто забывают и ценные вещи, например телефоны. Обычно они заблокированы, но, если поступает звонок, сотрудники склада отвечают на него и сообщают, что техника находится у них. А еще пассажиры нередко теряют деньги. В этом случае дежурная по станции совместно с сотрудником УВД составляет опись и вызывает курьера склада, который впоследствии передает денежные средства в банк. Кошелек или сумка остаются на складе. И если хозяин может точно указать, где и когда забыл свою вещь, а также описать ее, то все возвращают. Недавно такой случай произошел с пожилой москвичкой, которая везла две сумки и одну из них, с крупной суммой внутри, забыла возле эскалатора.
Находки поступают на склад в течение трех дней после обнаружения. Со станции их забирают складские курьеры. Если вы обнаружили пропажу сразу, лучше подойти к дежурному по станции. На конечной остановке вагоны проверяют, и сотрудники метрополитена передадут найденную вещь владельцу. Паспорта и другие документы забирает полиция. Продукты питания утилизируются сразу.
Сотрудники не только возвращают вещи, если за ними обратились, но и самостоятельно ищут хозяев. Например, в декабре 2022 года на склад на станции «Деловой центр» поступил рюкзак с детской спортивной формой. Работники увидели, что это форма ЦСКА, установили, что клуб — хоккейный, и позвонили туда. Уже через 15 минут мама юного спортсмена забрала форму со склада.
Как найти потерянные вещиСергей Собянин рассказал о пяти самых популярных сервисах столичного метро
… и вернуть питомца домой
Юлия Борзова работает экскурсоводом-консультантом в павильоне «Московский транспорт». А еще девушка много лет занимается зооволонтерством: помогает владельцам искать потерявшихся питомцев, а животным — хозяев.
Четвероногие пассажиры нередко путешествуют вместе с хозяевами в метро. Недавно во время одной из таких поездок все пошло не по плану: кошка внезапно выбила дверку в переноске, бросилась бежать и быстро скрылась в тоннеле на станции «Комсомольская». На помощь пришли волонтеры и сотрудники метро. По их инициативе в тоннеле установили котоловку, но поймать животное удалось только через неделю. После чего питомца вернули домой.
Волонтер вспоминает еще одну историю с животным. Однажды сотрудник метро обнаружил возле входа на станцию привязанную собаку. Однако хозяина поблизости не было, и он решил найти животному временный приют. Юлия Борзова, забравшая собаку на передержку, поняла, что она домашняя и ее могут искать. Владельцев нашли совместными усилиями. Оказалось, что на прогулке хозяйке стало плохо, а собака сорвалась с поводка и убежала. Но благодаря бдительности сотрудников метро и волонтерам питомец вернулся домой.
Идея Юлии Борзовой состоит в том, чтобы создать единый информационные ресурс, куда люди смогут оперативно сообщать о найденных и потерянных в транспорте животных. Это поможет быстрее возвращать питомцев домой. Девушка ведет телеграм-канал «Зоопоиск. Транспорт» и множество других тематических групп в социальных сетях, а также уделяет особое внимание просвещению хозяев.
«Собаку обязательно надо перевозить во всей амуниции и крепко держать за поводок, вести рядом с собой. Важно, чтобы у животного на шее был адресник с телефоном хозяина на отдельном шнурке. Также питомцев надо чипировать. Котов следует перевозить только в надежной переноске, которая крепко закрывается. Животное может расстегнуть молнию или выбить дверь», — отмечает собеседница mos.ru.
Начать активно помогать другим девушку мотивировала собственная беда — пропала ее кошка. К сожалению, пушистую любимицу спасти не удалось.
«Когда я искала свою кошку, поняла, как важна поддержка людей в такой ситуации. Ты ходишь, ищешь, всех спрашиваешь. В этот момент ты одинок, и кажется, что никто не поможет. И я решила, что раз уж не смогла уберечь свою кошку, то хочу помочь спасти других. Хочу предостеречь людей от ошибок, которые совершила сама, подсказать им, как правильно искать пропавшее животное», — говорит Юлия Борзова.
Не оставаться равнодушным
Несмотря на разнообразие электронных сервисов и приложений, иногда пассажирам городского транспорта нужна личная помощь сотрудников. Обратиться за ней можно на стойки «Живое общение» на станциях метро. Здесь горожанам и гостям столицы помогают построить маршрут, а также освоить электронные сервисы. Например, скачать приложение «Метро Москвы» и привязать карту «Тройка» в личном кабинете.
Сотрудники стоек не только отвечают на вопросы пассажиров, но и следят за обстановкой вокруг. Ведь люди, спешащие по своим делам, могут не заметить человека, нуждающегося в помощи.
«Один раз наш сотрудник обратил внимание на растерянного пожилого мужчину на станции метро “Площадь Революции”, заговорил с ним и понял, что с человеком что-то случилось. После этого вызвал скорую и полицию. Оказалось, что дедушку уже несколько суток искала семья. В тот же день он вернулся домой», — рассказывает Светлана Алиева, руководитель проекта службы пассажирских сервисов.
К сотрудникам стойки на станции «Киевская» часто обращаются туристы из Китая — просят сделать фотографии. Иногда веселые гости столицы пытаются пригласить администратора на прогулку по Москве.
На стойках «Живое общение» работают более 100 человек. Три раза в год они проходят обязательные тренинги, на которых учатся общаться с пассажирами и обсуждают вопросы безопасности. Кроме того, сотрудники могут посещать консультации психологов, чтобы избежать профессионального выгорания.
Встретить любовь
Сотрудники московского транспорта не только помогают пассажирам, но и могут совершенно случайно встретить собственное счастье. Так случилось с машинистом депо «Владыкино» Федором Куренковым и дежурной по приему и отправлению поездов Лидией Ложковой.
Девушка выдавала предупреждения (оперативные сведения) под роспись машинистам, выезжающим из депо. Одним из них был Федор Куренков. Он улыбнулся девушке, и она подумала: «Какой веселый и интересный молодой человек». Позже Лидия Ложкова смогла отыскать его в социальных сетях. Молодые люди переписывались, а затем назначили друг другу свидание. Влюбленные много общались, гуляли, ходили в кино и лучше узнавали друг друга.
Спустя полгода Федор сделал Лидии предложение. В День семьи, любви и верности они поженились на станции «Маяковская». Куренковы — не единственная семья, которая была создана в московском метрополитене. С начала этого года на «Маяковской» заключили брак 20 пар. Возможно, кто-то из молодоженов тоже встретил свою любовь благодаря московскому транспорту.
Выбрать станцию метро «Маяковская», Северный речной вокзал или другую необычную площадку для заключения брака удобно на сайте спецпроекта «Новые адреса счастья» на портале mos.ru. Там представлены фото площадок, их подробные описания, а также инструкция по подаче заявления.
На станциях «ЦСКА» и «Хорошевская» БКЛ появились стойки «Живое общение»Для общения без сбоев: как в метро развивают мобильную связь, вайфай и сервисы информирования пассажировНа станции метро «Маяковская» поженились 20 пар с начала года