Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

16:28, 20.05.2024

Стройка по-партнерски: как частные инвестиции помогают государству в реализации проектов

Механизм ГЧП оказался центральной темой обсуждения на одном из круглых столов форума «Молодой специалист – строитель будущего», который проходил в ЦВЗ «Манеж». Участники встречи обсудили роль государственно-частного партнерства в социально-экономическом развитии страны.

Что такое ГЧП

Фактически ГЧП позволяет частной компании участвовать в работе с государственной собственностью в большей степени, чем это позволено ей в большинстве других случаев. Существуют две формы такого партнерства – корпоративная и договорная.

Корпоративная предполагает создание государством и частным инвестором совместного предприятия или их обоюдное участие в уже существующей компании, способной реализовать проект.

Договорная форма в виде соглашения закрепляет отношения государства и частного партнера на определенных условиях и распределяет между ними права собственности – право пользования, управления и др. Обычно исключаются, например, использование права на бессрочность обладания, права суверена, передачи прав в наследство (или прав наследования).

Электронные госуслуги для застройщиков

По поручению мэра Москвы Сергея Собянина в столице внедрена и успешно применяется система предоставления государственных услуг и сервисов в электронном виде. На портале mos.ru застройщикам доступно 32 государственные услуги и сервиса Стройкомплекса Москвы – от выдачи градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Причем 22 из них предоставляются только онлайн.

Власти столицы активно работают в разных направлениях по информатизации города и развитию электронных услуг. Перевод госуслуг и сервисов в электронный вид препятствует коррупции в строительстве. Также это одна из форм снижения административных барьеров, позволяющая экономить время и средства. Количество госуслуг и сервисов в строительстве, которые можно получить в Москве онлайн, постоянно растет, а сроки предоставления сокращаются.

Назад

Также в столице реализован проект по подключению объектов кинженерным сетям. Через портал mos.ru в электронном виде предоставляются услуги ресурсоснабжающих организаций:

Застройщики могут подавать единую заявку на получение технических условий, заключение договоров о подключении, выдачу актов о технологическом присоединении к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Назад

Перечень услуг и сервисов в электронном виде для застройщиков представлен на нашем сайте.

Назад

Подать заявку можно из любой точки мира и в любое время через личный кабинет на официальном портале мэра и правительства Москвы, что значительно экономит время застройщика.

Там же, на портале, можно отследить ход рассмотрения своего обращения. Проведение процедуры не требует от застройщика очного визита ни на одном из этапов рассмотрения заявления.

Назад

Органы исполнительной власти проводят семинары для застройщиков по вопросам предоставления госуслуг в электронном виде, график проведения опубликован на портале Стройкомплекса. В них могут принять участие юридические и физические лица. Семинары проводятся бесплатно.

Назад

Так, ГЧП позволяет не только реализовать амбициозные и крупные проекты, например, инфраструктурные, но и эффективно управлять государственной собственностью: построенными объектами, инженерными сооружениями, территориями и др., так как проект получает ресурсы и опыт частной компании. Кроме того, соглашение распределяет риски таким образом, что определенные риски достаются той стороне, которая умеет с ними работать.

Например, сейчас завершается масштабный дорожно-транспортный проект в Самарской области – строительство обхода Тольятти с мостом через Волгу. Магистраль необходима для выстраивания новых логистических цепочек с Китаем, другими странами и повышения инвестиционной привлекательности региона в целом. Проект реализуют с помощью механизма ГЧП. По линии инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) на него выделили порядка 9,1 млрд рублей.

Учитывая масштабы и сложность проектов, которые требуют использование механизма ГЧП, а также объемы их финансирования, тонкостей довольно много, поэтому нет четкой классификации партнерства государства и частных компаний. Оно зависит исключительно от сферы реализации проекта и деталей соглашения, к которому приходят партнеры.

Пожалуй, ключевой пункт каждого такого соглашения – предполагается ли полная передача права собственности на объект государству после выполнения условий контракта или все же частный инвестор оставляет за собой право его эксплуатации, чтобы окупить часть затрат? Это касается и строительства, и реконструкции уже существующих объектов.

В зависимости от договора в этом пункте может меняться порядок и сроки передачи объекта в собственность государства, доля частного инвестора, которую он может сохранить за собой после реализации проекта. Если «частник» финансирует работы, но объект принадлежит государству, то соглашение называется концессионным, а инвестор в таком случае – концессионером.

Например, в октябре 2022 года компания «Группа Мовиста» подписала концессионные соглашения с Курской и Липецкой областями. В апреле 2023 года в Курске началась реконструкция трамвайных путей, а в мае концессионер приступил к работам в Липецке.

Завершение реконструкции путей на маршруте № 1 в Курске запланировано уже в первой половине этого года. Как отмечают представители группы, Курск стал одним из первых городов России, обновляющим не только трамвайный парк, но и инфраструктуру. В 2022 году группа подписала подобные соглашения с Ярославской областью и Пермским краем, в 2023 году – с Красноярским краем. Фактически концессию можно сравнить с ипотекой для региона: его власти подписывают концессионное соглашение и сразу же берутся за реализацию проекта, растянув его оплату на длительный срок, привлекая для этого финансирование из разных источников.

В некоторых случаях частная компания имеет право не передавать объект государству либо стороны будут заниматься его эксплуатацией совместно. Или даже государство впоследствии профинансирует деятельность проекта, хотя «частник» оставляет право собственности за собой.

Возможно взаимодействие и без бюджетного участия – по данным платформы «Росинфра», в 2022–2023 годах заключили 254 таких соглашения на сумму 386,5 млрд рублей, что составляет 25% всех инвестиций за эти годы. В таком случае инвесторы могут вернуть вложенные средства, например, с помощью прямого сбора платы или благодаря другим видам коммерческой деятельности.

Среди подобных проектов – Музей шоколадного мастерства в Пермском крае (10 млн рублей, полностью частное финансирование) или гостиничный комплекс в поселке городского типа Угольные Копи Чукотского автономного округа (483 млн рублей, все средства тоже вкладывает инвестор).

Стоит упомянуть и офсетные контракты – это государственные контракты на закупку товаров или услуг при утвержденных инвестиционных обязательствах поставщика. Это в том числе запуск или модернизация производства определенного товара или создание возможностей для оказания тех или иных услуг.

Масштабы ГЧП

Однако базовые понятия ГЧП почти всегда одинаковые:

  • государство предоставляет земельный участок на весь срок реализации проекта;
  • гарантирует компенсацию частной стороне невозмещенных затрат на работы;
  • подписывает с банком прямое соглашение о погашении суммы привлеченного от «частника» финансирования. Государство также может софинансировать проект или взять на себя риски или часть рисков на отклонения от запланированного изначально бюджета.

Частная сторона, в свою очередь, ведет строительство или реконструкцию объекта, может заниматься его эксплуатацией по договоренности, обеспечивает финансирование из своих источников. Также компании могут, например, разрабатывать документацию проекта или привлекать для работ подрядчиков.

По данным, озвученным спикерами круглого стола «Механизм ГЧП как драйвер социально-экономического развития и создания новых рабочих мест», сейчас в России с помощью государственно-частного партнерства реализуется более 3,5 тыс. проектов с общим объемом инвестиций свыше 5,4 трлн рублей, доля частного финансирования в этой сумме превышает 3,8 трлн рублей.

Половина инвестиций относится к транспортному сектору – здесь реализуется 108 проектов объемом 2,7 трлн рублей. Причем эта сумма в два раза превышает вместе взятые инвестиции в социальную сферу (509 проектов на 1 трлн рублей), ЖКХ и энергетику (2777 проектов на 1,1 трлн рублей), значительно уступая при этом по числу проектов. А на остальные сферы, то есть еще 116 проектов, приходится 574 млрд рублей.

Все эти проекты разные по масштабу: от обновления систем ЖКХ в городах с населением менее 50 тыс. человек до строительства ЦКАД в Москве и Московской области, или газодобывающего комплекса на Южно-Тамбейском газоконденсатном месторождении на полуострове Ямал (Ямал СПГ), или скоростной автодороги Москва – Нижний Новгород – Казань.

Инвестиции от частных компаний получают и социальные проекты, в том числе школы и больницы. Бизнесу это выгодно для развития инфраструктуры: например, наличие социальных объектов поблизости от строящегося жилого комплекса позволяет увеличить стоимость продажи квартир, а строительство учебных кампусов для университетов поможет привлечь инвестору кадры для работы в компании. В некоторых случаях это могут быть и развлекательные объекты, например, строящийся в Магадане морской туристический центр.

В Москве по договорам ГЧП (в том числе офсетным) реализуется порядка 50 проектов. Основные из них (в том числе реализованные):

  • строительство Северного дублера Кутузовского проспекта (новое название – проспект Генерала Дорохова, открыт в октябре 2020 года);
  • строительство канатной дороги над Химкинским водохранилищем;
  • приобретение вагонов метро, трамваев, автобусов, электробусов и других транспортных средств;
  • строительство двух заводов по экологической переработке илового осадка сточных вод;
  • строительство гериатрического центра в Новой Москве;
  • программа создания городских вокзалов и др.

Проблемы и будущее механизма ГЧП

Все спикеры круглого стола «Механизм ГЧП» отметили, что партнерство государства и частных компаний полезно как им, так и жителям страны, однако все же имеет слабые стороны.

Первое: сам по себе механизм довольно сложный и в каком-то смысле запутанный из-за тонкостей, которые нужно учитывать при заключении соглашений, для него не хватает универсальности.

Второе: все подобные проекты капиталоемкие и требуют участия нескольких кредиторов-концессионеров на первых этапах реализации, что только усложняет процессы взаимодействия бизнеса и партнеров.

Третье: несовершенство законодательства некоторых регионов, которое не позволяет эффективно использовать ГЧП. Порой даже сами региональные власти отказываются от использования этого механизма из-за сложных процедур подготовки и утверждения проектов, дополнительных проверок и согласований со стороны контрольно-надзорных органов.

С подобными проблемами столкнулись власти Хабаровского края и концессионеры строительства автомагистрали «Обход Хабаровска», движение по которой открыли летом 2022 года. При реализации проекта появились проблемы с выплатой регионом компенсации инвесторам, однако благодаря федеральным властям этот процесс оказался урегулирован.

В последние годы рынок ГЧП серьезно меняется благодаря законодателям. Летом 2023 года Госдума приняла законопроект Министерства экономики о настройке механизмов ГЧП и концессии. Например, он разрешает практически неограниченную компенсацию концессионеру его расходов на проект, в том числе возмещение уплаты процентов по кредитам и других.

Законопроект утверждает дополнительные гарантии инвестору, занятому предпроектной подготовкой, и уточняет формы финансового участия государства в концессионных соглашениях. Авторы закона утверждают, что он позволит дополнительно привлечь до 1 трлн руб. инвестиций в инфраструктуру к 2026 году.

Также с октября 2023 года вступили в силу изменения в регулирование ГЧП, которые оказывают существенную поддержку этому рынку. Они повышают финансовую привлекательность таких проектов, увеличивают уровень гибкости механизма, универсализируют отдельные процедуры и закрепляют успешные практики и прецеденты.

Развитием механизма занимается и Национальный центр ГЧП (НЦ ГЧП). Так, продолжается эксперимент организации, который предполагает внедрение в работу органов государственной власти и местного самоуправления инструментов проектного управления и принципов клиентоориентированности при подготовке проектов и их реализации с использованием платформы «Росинфра».

В эксперименте уже принимают участие 24 региона и девять городов. НЦ ГЧП обучает специалистов для соответствующей работы, консультирует по выбору перспективных проектов и предоставляет в безвозмездное пользование функционал платформы «Росинфра»: конструктор типовых анкет и процессов, экспертизу проектов, базу знаний, функционал для работы с данными и взаимодействия команды, инструмент подбора бюджетных источников, финансовых продуктов и мер поддержки.

Также НЦ ГЧП совместно с правительством Москвы продолжил интеграцию системы оценки и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS. Кроме столицы ее внедряют еще в 13 регионах.

Определены инвесторы комплексного развития шести площадок

просмотров: 169

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.