Стартовала проходка левого и правого перегонных тоннелей на участке от станции «Народное Ополчение» до станции «Бульвар Генерала Карбышева» Рублёво-Архангельской линии метро, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
«Сегодня, в день рождения столичного метро, запустили проходку тоннелей на участке от станции «Народное Ополчение» до «Бульвара Генерала Карбышева» Рублёво-Архангельской линии. Еще один щит диаметром 10 метров запустим уже осенью между станциями «Бульвар Генерала Карбышева» и «Серебряный Бор». А в декабре собираемся приступить к проходке правого тоннеля на участке «Шелепиха» – «Звенигородская». Сооружение всех перегонных тоннелей Рублёво-Архангельской линии от «Шелепихи» до «Липовой Рощи» планируем завершить в 2025-2026 годах», – написал Сергей Собянин в своем телеграм-канале.
Левый тоннель строит тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Натали», правый – ТПМК «Виктория». Длина каждого тоннеля составляет 1,1 км. Глубина заложения на станции «Народное Ополчение» – 22 м, на самой глубокой точке перегона – 24 м, на выходе у станции «Бульвар Генерала Карбышева» – 12 м.
Завершить проходку тоннелей планируется в декабре этого года и феврале 2025 года.
В 2021 году началось строительство первого и второго пусковых комплексов Рублёво-Архангельской линии от станции «Шелепиха» до «Липовой Рощи» протяженностью 12,7 км с шестью новыми станциями:
- «Звенигородская» – в районе Хорошёво-Мнёвники возле пересечения ул. Шеногина, Шелепихинского шоссе и 1-го Силикатного проезда;
- «Народное Ополчение» (пересадочная на одноименную станцию Большой кольцевой линии) – вдоль ул. Демьяна Бедного на пересечении с просп. Маршала Жукова;
- «Бульвар Генерала Карбышева» – параллельно ул. Маршала Тухачевского на пересечении с бульваром Генерала Карбышева;
- «Серебряный Бор» – вдоль ул. Паршина вблизи пересечения с Живописной улицей;
- «Строгино» (пересадочная на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии) – вдоль Строгинского бульвара;
- «Липовая Роща» – на территории Московской области вдоль МКАД, между Новорижским шоссе и территорией жилой и общественной застройки «Спутник».
Сейчас идет строительство трех станций – «Народное Ополчение», «Звенигородская» и «Бульвар Генерала Карбышева». Завершена проходка перегонных тоннелей между станциями «Народное Ополчение» и «Звенигородская».
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
![](https://stroi.mos.ru/uploads/user_files/images/Metro/Infografika/staroe_metro.jpg)
Назад
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
![](https://stroi.mos.ru/uploads/user_files/images/Metro/Infografika/shit_staryi.jpg)
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
![](https://stroi.mos.ru/uploads/media/main_image/0001/93/e2f08576d31047717fe1f3f438363d7332e961c8.jpeg)
Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
![](https://stroi.mos.ru/uploads/media/main_image/0002/25/790045a2d4bfa4afba821c3ee5639d21f2c3bce3.jpeg)
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
![](https://stroi.mos.ru/uploads/media/main_image/0002/03/330a1d0e4078a889463d346b4189204b4c9659b0.png)
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
![](https://stroi.mos.ru/uploads/media/main_image/0001/93/b4fc7564c8a368333fb87a9a0630237464c08aef.jpeg)
Назад
В стадии разработки находится градостроительная документация по третьему пусковому комплексу длиной 6 км. Он продлит Рублёво-Архангельскую линию от станции «Липовая Роща» до Рублёво-Архангельского со станциями «Рублёво-Архангельское» и «Ильинская».
Рублёво-Архангельская линия метро
Новая линия метро обеспечит транспортное обслуживание территории Рублёво-Архангельское и максимального количества проживающих и работающих на территории районов Митино, Строгино и Хорошёво-Мнёвники. Время в пути для них сократится в 1,5 раза.
Назад
Строительство будет вестись в два этапа. Длина первого участка метро составит 12,6 км. На нем разместятся шесть станций (названия могут быть изменены):
- «Звенигородская» – в районе Хорошёво-Мнёвники возле пересечения улицы Шеногина, Шелепихинского шоссе и 1-го Силикатного проезда;
- «Народное ополчение» (здесь можно будет сделать пересадку на станцию «Народное Ополчение» Большой кольцевой линии) – вдоль улицы Демьяна Бедного на пересечении с проспектом Маршала Жукова;
-
«Бульвар Генерала Карбышева» – параллельно улице Маршала Тухачевского напротив бульвара Генерала Карбышева;
-
«Серебряный Бор» – вдоль улицы Паршина рядом с территорией учебного спортивно-оздоровительного комплекса «Октябрь»;
-
«Строгино» (пересадочная на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии) – на Строгинском бульваре параллельно существующей станции метро «Строгино»;
-
«Липовая Роща» – на территории Московской области вдоль МКАД, между Новорижским шоссе и территорией жилой и общественной застройки «Спутник».
![](https://stroi.mos.ru/uploads/media/gallery_media/0001/90/d8a110b913248427622dfe05c1356e116f30997a.jpeg)
Назад
Строительство Рублёво-Архангельской линии началось в 2021 году. Трассировка утверждена.
Ведутся работы по строительству трех станций – «Народное Ополчение», «Звенигородская» и «Бульвар Генерала Карбышева».
Градостроительная документация по третьему пусковому комплексу – продление Рублёво-Архангельской линии от станции «Липовая Роща» до Рублёво-Архангельского со станциями «Рублево-Архангельское» и «Ильинская» – в стадии разработки.
![](https://stroi.mos.ru/uploads/media/gallery_media/0001/99/4e729a126faa70dd8363425c79e8e7901adca410.jpeg)
Назад
Решение о проектировании и строительстве Рублёво-Архангельской линии метро было принято мэром столицы в 2012 году.
Новая ветка столичной подземки пройдет от делового центра «Москва-Сити» до станции «Ильинская» за МКАД, в Рублёво-Архангельское, с пересадками на Московское центральное кольцо (МЦК), Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую и Большую кольцевую линии метро.
«Запуск новой линии улучшит транспортную доступность 800 тысяч жителей северо-запада столицы. Разгрузит Арбатско-Покровскую и Таганско-Краснопресненскую линии. Сократит интенсивность движения машин на МСД и крупных шоссе этой части города, что положительно скажется на экологии сразу нескольких районов Москвы», – добавил Собянин.
Строительство метро в Москве