Календарь

Сентябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

12:12, 13.05.2024

Московские метростроители начали проходку тоннеля в Самаре

​Стартовала проходка левого перегонного тоннеля от новой станции «Театральная» до тупиков действующей станции «Алабинская» Самарского метрополитена, сообщили в пресс-службе АО «Мосметрострой».

«Уникальный опыт и профессиональные компетенции московских метростроевцев востребованы за пределами столицы. Проходка будет вестись закрытым способом тоннелепроходческим механизированным комплексом Herrenknecht S-755, который получил имя «Самара». Ранее этот ТПМК соорудил тоннели на Сокольнической, Солнцевской и Большой кольцевой линиях московского метрополитена», – сказал генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.

Перегон «Алабинская» – «Театральная» длиной 1,6 тыс. м станет одним из самых протяженных в Самарском метрополитене.

В стартовом котловане на Галактионовской улице смонтирован тоннелепроходческий комплекс, откуда он начал движение в сторону «Алабинской». ТПМК пройдет на глубине до 25 метров. Скорость проходки в первые два месяца составит 50-100 м, в дальнейшем – 250 м в месяц.

Завершить проходку левого перегонного тоннеля планируется в конце 2024 года. Выход щита намечен на пересечении улиц Самарская и Полевая, где сооружена демонтажная камера.

Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Назад

Напомним, метро придет в исторический центр Самары: «Театральная» станет 11-й, конечной, станцией и завершит первую линию самарской подземки.

«В первый день после Пасхального Воскресения мы совместно со специалистами Мосметростроя дали старт тоннелепроходческому щиту «Самара». Уверен, что с учетом нашего совместного опыта строительства подобных объектов у нас все получится», – подчеркнул генеральный директор АО «Волгатрансстрой» Вячеслав Сонин.

Два тоннеля метро построят в Самаре

Информационная служба портала Стройкомплекса

просмотров: 106

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.