В какой момент жизни человек впервые сталкивается с паттерном «клетка»? Возможно, глядя на кафель в ванной, плитку на полу, юбку из шотландки или тетрадь по арифметике? Так или иначе, ячейки, расчерченные под прямым углом, воспринимаются человеческим глазом как привычное и безопасное, структурно стабильное. Настолько базовое, что глаз не всегда цепляется за сетку и фиксирует её.
Художник сетку не только распознаёт профессионально, но и играет с ней, трансформирует и испытывает: его взгляд останавливается на неприметных бытовых вещах. Ограды, тележки из супермаркетов, строительные материалы, кафельная плитка, ящики для фруктов и овощей, календарь, панельные дома – всё это становится объектом искусства и частью мира автора. Пропущенные сквозь фильтр искусства, образы предметов обретают метафоричность, становятся значимыми и выразительными визуально. Этой игре с паттерном, пространством, восприятием и смыслами посвящена выставка.
Работы Вивиан дель Рио извлекают из подсознания рисунок напольной плитки, однажды впечатавшийся в детскую память, керамические пласты Насти Мартыновой живут на грани абстрактного и фигуративного, переходами цвета и неоднородностью фактур вызывают то ли истинные, то ли ложные воспоминания о доречевом периоде развития ребенка. Здесь же – летопись «Рождение Матвея» Димы Широкова – моменты преддверия жизни и её начала, упакованные в керамическую раскадровку.
Сетка держит, даёт внешний контур мягкому, неоформленному, сетка собирает содержимое и создаёт предел, преодолеть который необходимо, чтобы определить собственное «я», дать ему выкристаллизоваться и окрепнуть. Всё существует в сетке и всё неизбежно живёт в векторе вон, прочь, за её пределы.