Что такое Листомания и кто был на самом деле первой рок звездой.
С распространением популярной музыки получилось так, будто классическая музыка - достояние какой-то элиты. Что её слушают люди с определённым социальным статусом и уровнем образования. Что будто бы «вход» в этот элитный круг тесный или вообще закрыт для всех желающих. Многие люди думают, что классическая музыка скрыта от них за непробиваемой стеной.
На самом деле, на протяжении всей своей истории, классическая музыка следует принципу: получать удовольствие от неё могут все люди, независимо от происхождения, образования, возраста, национальности и социального статуса.
100-200 лет назад популярной была как раз классическая (в нашем понимании) музыка. В церквях, дворцах, концертных залах, театрах, домах музыку исполняли вживую. Слушателей интересовали серьёзные жанры и темы. Публика хорошо разбиралась в уровне исполнителя, творчестве любого композитора. Все события культурной жизни горячо обсуждались в кругу друзей и родных.
Я думаю, что всегда лучше поделиться впечатлениям о каком-нибудь концерте, чем обсуждать политику, в которой,кроме обмана и наживы,мало что есть...
Так сложилось, что в XIX веке появились настоящие «звёзды» сцены. За 150 лет до появления рок-н-ролла эти артисты жили, как популярные исполнители сегодня: имели толпы поклонниц, славу, деньги, мистический ореол, интриги и сплетни вокруг своей персоны.
Например, даже сегодня об итальянском скрипаче-виртуозе, который жил двести лет назад, слышали даже те, кто ни разу не был в филармонии. И здесь нет смысла загадочно улыбаться и подсказывать взглядом, ибо имя Никколо Паганини известно в мире уже больше двух веков!
Паганини до сих пор называют королём скрипачей. Такое же «королевское» звание по праву принадлежит пианисту-романтику Ференцу Листу.
Феномен Паганини оказал на молодого Листа колоссальное воздействие. У него появилась цель: достичь таких же высот в искусстве игры на рояле, как Паганини - на скрипке. И Листу удалось на 100% создать новый блестящий фортепианный стиль.
Если Паганини мог сыграть произведение на одной струне, чем вводил публику в ступор, то Лист играл на рояле так, что создавалось впечатление, будто звучит целый оркестр!
Если Паганини своей игрой мог парализовать публику, то Лист вызывал самую бурную реакцию: люди рыдали и падали в обмороки (мужчины тоже); на клочки разрывали его перчатки, небрежно брошенные перед началом игры в зал; пытались оторвать хоть кусочек от его одежды.
Писатель Генрих Гейне придумал название этому явлению - «Листомания». Возникла она не на пустом месте.
В молодости Лист был красавцем: с волосами до плеч, стройный, высокий, синеглазый, обаятельный. В профессиональном плане он стал смелым новатором, создал свой стиль выступления на сцене: медленно снимал перчатки, разрывая их по швам, что уже приводило публику в экстаз; играл, раскачиваясь за инструментом; акцентировал головой эффектные места в произведении; полумрак зала на его концертах, свет свечей будоражили публику; долбил по клавишам так, что рвались струны и ломались молоточки (заблаговременно на сцене был подготовлен запасной инструмент); развернул рояль к публике, чтобы было видно с какой скоростью его пальцы порхают над клавиатурой. «До» Листа пианисты сидели спиной к слушателям; играл без нот, по памяти.
Композитор спровоцировал своего рода массовую манию, истерию, и поклонники сходили с ума на его концертах похлеще, чем это было на концертах «Битлз».Именно это название мы и дали нашему концертному проекту.
Вас ожидает невероятный каскад из виртуозных и ярких творений венгерского гения фортепиано - Ференца Листа!
Яркие, романтические и виртуозные сочинения Ференца Листа: Венгерские рапсодии,включая знаменитую 2-ю в сложнейшей редакции Горовица, Трансцендентные этюды и многое другое!
Исполняет Пётр Аверин (фортепиано). Исполняет Елена Дроздова (фортепиано).