«Евгений Онегин» создавался на протяжении семи лет – с 1823 до 1830 года. А.С.Пушкин издавал его отдельными главами – роман в стихах читался современниками подобно сериалу. За это время в России происходили кардинальные перемены: развитие заговора против императора Александра I, бунт 14 декабря 1825 года, казнь пятерых руководителей и ссылка в Сибирь 120 декабристов, за которыми последовали их семьи, начало Кавказской войны. Эти события касались автора «Евгения Онегина» напрямую (в числе декабристов были и его друзья) и эхом отзывались в тексте. Более того, Пушкин поставил развитие сюжета, судьбу его персонажей и даже характер главного героя в зависимость от развития реальной истории страны. Можно назвать такой принцип сочинения вероятностным: реальные события определяли судьбы уже начатого художественного произведения. После завершения романа в девяти главах Пушкин два года не издаёт его целиком, потом извлекает из текста восьмую главу «Странствие» и только в 1932 выпускает отдельной книгой…
Медленное чтение знакомого, казалось бы, текста, обращение к черновикам и к вынутой автором главе «Странствие» позволяет разглядеть в законченном тексте следы первоначального замысла Пушкина и его изменения в связи с реальным процессом истории России. Если позволит время, разговор может коснуться концепции «кинематографизма» Пушкина в теоретическом наследии Эйзенштейна и замысла его фильма «Любовь поэта» (1940).
Лекция продолжит образовательный цикл для зрителей в рамках подготовки к спектаклю «Евгений Онегин» в постановке Егора Перегудова, премьера которого запланирована на январь 2025 года на Основной сцене.