В программе оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса — два классических сочинения, которые принадлежат к разным стилям и эпохам, но с равной силой воплощают «дух времени». Концерт для скрипки и оркестра Иоганнеса Брамса — блистательный образец романтического письма для солирующей скрипки, позитивистский гимн единению человека и природы, наполненный венским изяществом и венгерскими мотивами. Пятая симфония Дмитрия Шостаковича — один из самых известных симфонических циклов России XX века. Композитор создал в ней поразительно красноречивый портрет страны в 1937 году.
Иоганнес Брамс посвятил свой единственный Скрипичный концерт преданному другу, великолепному скрипачу Йозефу Иоахиму, ещё в юношеские годы познакомившему Брамса с четой Шуманов. Вместе с Иоахимом композитор выверял сольную партию: позднее иные скрипачи с мировым именем называли её неисполнимой. Брамс в мастерстве солиста был совершенно уверен. Он даже не стал писать каденцию в первой части, предложив другу написать ее самому. Йозеф Иоахим стал первым исполнителем Концерта в Лейпциге в 1879 году. Он начал вечер с ре-мажорного Скрипичного концерта Бетховена, а продолжил ре-мажорным Концертом Брамса, и сходство двух сочинений проявилось отнюдь не только в избранной тональности. Бетховенианство Брамса выразилось в подчеркнутой симфоничности цикла, в его классическом строении, некоторых мелодических и оркестровых решениях, но главное — в утверждении гармонии мира, человека и природы, которое воспевал Бетховен в светлые годы своей жизни.