Есть что-то пронзительно-ироничное в том, что опера Моцарта с непростой судьбой найдет пристанище в неоготическом особняке. Архитектура, опередившая свое время и возродившаяся через столетия – идеальное обрамление для «Cosi fan tutte», произведения, которое только сейчас, спустя более двух веков, обретает заслуженное понимание.
Молодые певцы Академии хорового искусства имени В.С. Попова позволят нам прикоснуться к одной из самых противоречивых и вместе с тем гениальных партитур в истории оперы. Что же такого скандального в «Так поступают все женщины»? Почему после блистательной премьеры в венском Бургтеатре в январе 1790 года она практически исчезла из репертуара на долгие годы? Смерть императора Йозефа II – лишь формальная причина. Настоящая трагедия оперы в том, что она опередила свое время – слишком правдивая, слишком жизненная, слишком... неприлично честная для чопорного XIX века. Моцарт и его либреттист да Понте создали произведение, которое осмелилось заглянуть в бездну человеческой природы без морализаторства и осуждения.
В этом карнавальном розыгрыше, где молодые люди проверяют верность своих возлюбленных, нет настоящих злодеев или героев – есть лишь люди со всеми их слабостями и противоречиями. И именно поэтому благонамеренная публика последующих эпох не могла простить Моцарту этой обжигающей правды. Подумать только! Даже Бетховен, этот гений, создал свою «Леонору» (или «Фиделио») как прямой антипод моцартовской оперы. Благородство - вместо игривости, верность вместо сомнений, героизм вместо повседневности. На протяжении всего XIX века либретто перекраивали, сглаживали все «аморальные» углы, пытаясь втиснуть живую, дышащую музыку Моцарта в прокрустово ложе буржуазной морали. И вот – о, удивительный поворот судьбы! – именно наше время, с его постмодернистской иронией и отказом от жестких моральных схем, оказалось готово принять эту оперу такой, какой ее задумал Моцарт. «Cosi fan tutte» сегодня звучит свежее и актуальнее, чем более «классические» оперы великого австрийца.
В особняке на Большой Полянке мы станем свидетелями этой удивительной метаморфозы. Молодые исполнители – возраст, идеально подходящий для героев оперы! – проведут нас через все перипетии этой «Школы влюбленных». А мы, зрители, будем решать вечный вопрос: что есть верность? Тождественна ли она постоянству? И кто прав в этой многоголосице мнений? Моцарт не дает нам готовых ответов. Его гений в том, что он показывает «правду любви, правду гнева, правду добродетели» и даже «правду холодного и циничного рассудка». Но больше всего – и это особенно трогательно – он сочувствует женщинам, поставленным в невыносимую ситуацию морального выбора.