Выставка фотографа и историка современной архитектуры Николая Васильева посвящена архитектуре мемориалов Великой Отечественной войны. За восемьдесят лет прошедших со дня Победы в сотнях городов, тысячах поселков и деревень появились мемориалы ушедшим на фронт и так и не вернувшимся соседям, братьям, мужьям, сыновьям, а иногда и просто умершим от ран в госпитале или по пути в тыл.
Теоретик искусства и архитектуры Джон Рёскин выделял мемориалы и памятники в один из пяти отдельных видов зодчества со своими правилами и принципами – и художественной выразительности, и синтеза искусств. Почти все выбранные для съёмок объекты были зафиксированы фотографом «на всякий случай» – в рамках поездок по стране: экспедиций, посещения научных мероприятий или просто в отпуске.
Типология архитектурных форм советских и постсоветских военных мемориалов чрезвычайно многообразна. Многие из них создавались архитекторами и художниками, прошедшими войну. Пик их возведения приходится на 1960-е и 1970-е годы – время появления первой исторической дистанции и расцвета новой культуры и политики памяти. Публикации и экранизации произведений «лейтенантской прозы» и монументализации форм во всей советской архитектуре.
Модернистская архитектура, зачастую отрицая фигуративность в искусстве, требовала создания выразительной формы, которая, лишь в меньшем масштабе на уровне простого зрителя, горожанина, туриста, ветерана дополнялась барельефами, геральдикой, мозаикой. Ставшая символом памяти о вкладе нашей страны в Победу во Второй Мировой войне, Сталинградская битва была увековечена гигантской ростовой скульптурой – части огромного мемориального комплекса. Возникнув не сразу после войны, мемориал Мамаева Кургана стал тем образцом, с которым сравнивают, на который равнялись и равняются создатели других памятников. Несмотря на возрастающую дистанцию, уход из жизни не только рядовых участников войны, но и достигших больших постов военачальников, в начале XXI века мемориалы участникам Великой Отечественной войны продолжают строиться, хотя позднейшие трагические события так же требуют увековечивания.