Вторая оперная премьера 34 сезона – «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791), классическое произведение во всевозможных значениях этого термина: и принадлежащее классицизму, и представляющее совершенный образец жанра. Феномен сочинения сформулировали два великих композитора: Людвиг ван Бетховен и Рихард Вагнер. В статье «О сущности немецкой музыки» Вагнер писал о «Волшебной флейте» так: «Гений шагнул здесь даже слишком далеко, ибо, сотворив немецкую оперу, он одновременно представил нам ее непревзойденный шедевр, что само по себе исключало дальнейшее развитие этого жанра». Бетховен считал, что в этой опере, как в компендиуме, собраны практически все жанры музыки – от песни до фуги.
И действительно, зингшпиль «Волшебная флейта», последняя опера Моцарта, включает в себя множество жанровых компонентов: здесь традиции и оперы-буффа, и оперы-сериа, и народно-жанровые элементы. При таком стилистическом многообразии и многослойности в ней нет конфликта и столкновения этих сфер, они существуют автономно: незатейливые песенки Папагено, виртуозные арии Царицы ночи, возвышенность и патетика в мелодиях Зарастро. Моцарт не размывал и не прятал эту разнородность, а представил каждый из компонентов в безупречной форме. Причудливое либретто Э. Шиканедера на основе сказки «Лулу, или Волшебная флейта» К. Виланда, включающее и множество других источников (от сказок, поэм и опер до масонской символики), стало превосходной основой для создания музыкальной утопии о победе света и разума – символа эпохи Просвещения.