Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

07:01, 07.11.2024

Детскому музыкальному театру юного актера — 35. История шести спектаклей из репертуара

7 ноября празднует 35-летие Детский музыкальный театр юного актера (ДМТЮА) — государственный театр, в котором играют дети. «Дети-актеры — детям-зрителям» — под таким девизом все эти годы живет труппа, в которой есть, конечно, и взрослые артисты, но основная и главная ее часть — дети в возрасте от девяти до 16 лет. В репертуаре ДМТЮА музыкальные спектакли по самым любимым произведениям юных зрителей всех возрастов и несколько спектаклей для взрослых.

История ДМТЮА началась на театральном отделении школы при Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, где в 1980 году основатель, бессменный художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России и заслуженный артист России Александр Федоров написал музыку к сказке «Гадкий утенок», а затем поставил с юными гнесинцами оперный спектакль «Играем Андерсена». Из спектакля выросла детская театральная студия — там родилось несколько замечательных постановок Александра Федорова, для которых он сам создал музыку. Среди них мюзикл «Однажды утром…», ставший лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, а также призером фестиваля русской и советской пьесы в Чехии.

В 1988 году после окончания обучения в Государственном институте театрального искусства по специальности «режиссура музыкального театра» Александр Федоров создал Детский музыкальный театр юного актера. В 1996 году театр получил статус государственного учреждения культуры. Среди выпускников ДМТЮА Николай Басков, Валерия Ланская, Наталья Громушкина, Дмитрий Ендальцев и многие другие известные артисты и режиссеры. В репертуаре более 30 спектаклей. Занятия в студиях посещают почти 600 юных талантов.

К юбилею в ДМТЮА рассказали mos.ru о шести очень важных для театра постановках.

«В детской» (1990)

Спектакль «В детской» на музыку Модеста Мусоргского — единственная в мире постановка по знаменитому вокальному циклу «Детская» этого композитора. Музыка — важный, но не единственный герой спектакля: в него гармонично вплетена драматургия. Александр Федоров, выступивший в качестве автора пьесы и режиссера, нашел слова, передающие тонкий мир ребенка, атмосферу дворянской усадьбы, где мальчики и девочки шалят и размышляют, влюбляются, ссорятся и постепенно взрослеют. Это маленький фрагмент жизни утраченной России, щемящий и нежный, как прощание.

Премьера состоялась весной 1990 года. За 34 года сменились декорации и костюмы, но дух спектакля остался неизменен, как ноты гениальной партитуры Мусоргского. А еще в ДМТЮА есть поверье, что у всех, кто играл в этом спектакле, успешно складывается актерская карьера.

«Сон о дожде» (2002)

Необычный спектакль для подростковой и взрослой аудитории «Сон о дожде» — самая серьезная постановка в репертуаре, юные актеры между собой называют ее «выпускной». Она посвящена актрисе ДМТЮА — 13-летней Екатерине Курбатовой, погибшей при захвате заложников во время мюзикла «Норд-Ост». История у спектакля тоже необычная.

В хоровой работе театра есть так называемые попевки — маленькие голосовые разминки, состоящие обычно из фрагментов русских народных песен. У педагогов возникла мысль собрать их в единое театральное действо, и Александру Федорову эта идея понравилась. Сложность работы с таким материалом заключается в том, что русские песни не драматургичны. Они созданы, чтобы помогать: косить траву, качать ребенка, работать или украшать отдых, и объединить их очень сложно. Спектакль совершенно неожиданно сложился в воображении режиссера в дождливый день на гастролях в Евпатории, когда за окном кричали чайки, а дети как-то особенно сосредоточенно пели на репетиции «Во субботу день ненастный…».

«Сон о дожде» начинается со смерти главного героя — и целиком воплощает миг, в который перед ним проносится вся его жизнь. Но история выходит за пределы судьбы одного персонажа — она о судьбе России и ее народа, их неразрывной связи. В спектакле 18 русских песен и нет ни одной прозаической строчки. Картина сменяет картину, песня песню, но ни разу за всю жизнь «Сна о дожде» во время спектакля не прозвучали аплодисменты — лишь особая, напряженная тишина. В финале ребята выходят босыми на деревянный наклонный помост. Несколько секунд зал молчит — и только потом взрывается аплодисментами.

В 2013 году режиссер-постановщик Александр Федоров и художник-постановщик Елена Бочкова получили за этот спектакль премию Правительства России в области культуры — первый случай, когда такую награду вручили театру, где играют дети.

image

«Приключения Тома Сойера» (2005)

Знаменитый роман Марка Твена о дружбе замечательных мальчишек Тома Сойера и Гекльберри Финна — любимая книга детства Александра Федорова (и еще миллионов мальчиков и девочек во всем мире), поэтому предложение композитора Виктора Семенова поработать с этим материалом он принял сразу.

Спектакль — история первой любви, первого подвига, преодоления страха, испытания верности и дружбы. Все девочки в театре в свое время мечтают сыграть роль Бекки Тэтчер, а мальчики — Тома и Гека, за это право идет серьезное творческое соперничество. Первоначально спектакль шел под аккомпанемент фортепиано, затем к нему добавились электронные клавиши, потом записали оркестровую фонограмму, а совсем скоро постановка обретет живое сопровождение оркестра ДМТЮА.

image

«Московская история 1205» (2008)

Это первый мюзикл, написанный специально по заказу театра, поэтому увидеть его можно только здесь. Композитор Алексей Шелыгин, автор либретто Наталья Белюшина и режиссер Александр Федоров создали спектакль-фантазию на школьную тему. Вместо парт и классов — цветные светящиеся боксы, так что эта школа больше похожа на космическую дискотеку, но тема у спектакля очень даже земная.

В классе идет непримиримая борьба (в форме музыкального батла) между отличниками и двоечниками — как и когда она началась, никто не помнит. И вот появляются двое новеньких, юноша и девушка. К кому они примкнут? Страсти разгораются нешуточные, ведь в дело вмешивается первая любовь.

В постановке задействованы взрослые актеры, они играют учителей и директора школы. Премьера спектакля открыла программу Х Всемирного фестиваля детских театров в Москве. А создавали эту постановку… в школе. На время капитального ремонта здания ДМТЮА театр приютила английская школа № 1205, дети репетировали там во второй половине дня. В благодарность ее номер значится в названии одного из самых популярных спектаклей в репертуаре. Возможно, потому что «Московская история 1205» родилась в дороге, она стала чемпионом по количеству гастрольных поездок.

image

«Волшебник Изумрудного города» (2022)

Мюзикл Евгения Загота и Александра Мацко в постановке Александра Федорова открыл новую сцену театра на улице Макаренко.

В России сложно найти ребенка, который не знал бы героев книг Александра Волкова: Элли, Тотошку, Гудвина, Страшилу, Льва и Дровосека, поэтому появление этого названия в афише было делом времени. И техники — ведь речь идет о волшебных превращениях, полетах и прочих настоящих чудесах. Новая прекрасно оборудованная сцена позволила воплотить самые смелые идеи: в этом спектакле впервые использовали подвесы, на которых летают Элли и летучие обезьяны. Постановка стала самой масштабной в театре — как по количеству людей на сцене и за ней, так и по объему средств на производство. Самые большие декорации, самое большое количество костюмов — целых 150, более 50 артистов-детей на сцене. Фонограмму к мюзиклу записал Президентский оркестр России.

Поскольку на этот спектакль все билеты всегда проданы, в театре решили сделать продолжение и поставить мюзикл по второй книге волковского цикла, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Для этой работы ДМТЮА получил грант Президентского фонда культурных инициатив.

image

«Республика ШКИД» (2022)

Единственный спектакль в репертуаре театра, о котором можно смело сказать, что он основан на реальных событиях, — и первая постановка, вышедшая в сопровождении оркестра. Все действующие лица этой истории жили 100 лет назад в послереволюционном Петрограде, включая авторов повести Георгия Белых и Леонида Пантелеева. Именно поэтому театр особенно дорожит спектаклем.

Все актеры, задействованные в постановке, обязательно читают «Республику ШКИД». И тема так увлекает детей, что они сами изучают материалы о непростом времени, в котором довелось жить и взрослеть их героям.

Мюзикл специально для театра создали композитор Алексей Шелыгин и драматург Лев Яковлев, очень бережно отнесшиеся к авторскому тексту и идеям. Режиссер Александр Федоров нашел идеальные пропорции веселого и грустного, тяжелого и радостного, создав актуальный во все времена спектакль о выборе пути, невзгодах, выпадающих на долю детей, и о том, как взрослые могут им помочь. Заключительную песню исполняют все участники спектакля, именно она стала девизом концерта к 35-летию ДМТЮА — «Мы выросли — мы смогли!».

image

Ключевые слова: Московский, Москва
Источник: Правительство Москвы
просмотров: 80

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.