Количество туристов, посещающих Москву, постоянно растет и уже приблизилось к допандемийным показателям: в прошлом году в ней побывали 24,5 миллиона человек. В связи с увеличением турпотока столице потребуется к 2030 году расширить гостиничный фонд на 25,7 тысячи номеров. Это значит, что гостиничный бизнес ждет новый подъем, а открытие отелей остается выгодным вложением средств. Но с чего начать предпринимателю, который хочет работать в сфере гостеприимства? Начальник управления гостиничного хозяйства Мостуризма Екатерина Кириллова подготовила пошаговую инструкцию для тех, кто планирует открыть новый отель.
Открытие гостиницы — это не только значительные финансовые вложения, но и грамотное оформление необходимых документов. Важно учесть все нюансы: от дизайна номеров и общественных зон до подбора подходящего места. За средства, желание и возможности при открытии отеля отвечают инвесторы, а с решением бюрократических и технических вопросов поможет город. При возникновении любых вопросов, в том числе и после изучения чек-листа, можно обращаться к специалистам Мостуризма, которые проводят онлайн-консультации.
Первым шагом станет расчет финансовой бизнес-модели. Для начала инвестор должен определить нужную (желаемую) емкость номерного фонда и категорию будущей гостиницы. В Москве ожидания гостей даже от трехзвездочного отеля уже довольно высоки. Поэтому при строительстве стоит учитывать даже малейшие мелочи, не пытаясь сэкономить на качестве. Тем более что подобные требования становятся еще более актуальными для четырех-и пятизвездочных гостиниц.
Гостиницу можно построить самому либо организовать редевелопмент своего неэффективно используемого здания (или приобрести такое здание с различном правом пользования).
При этом место расположения играет важнейшую роль. Вот главные пункты, которые необходимо учитывать в инфраструктуре выбранного района:
- транспортная доступность (наличие ближайших станций метро, удобный трансфер от аэропортов и вокзалов до гостиницы и обратно);
- наличие рядом деловых центров, достопримечательностей и так далее;
- близость до центра города.
В качестве второго шага следует определить возможность использования территории под гостиницу. Мостуризм обращает внимание инвесторов на то, что финансирование создания гостиничного объекта не отменяет правил пользования, предусмотренных на конкретной территории. То, с какой целью земельный участок будет в дальнейшем эксплуатироваться, определяется только градостроительным регламентом конкретной территории. Поэтому очень важно предварительно ознакомиться с выпиской на земельный участок, где будет указан возможный вид разрешенного использования.
Если необходимый вид разрешенного использования отсутствует (4.7. «Гостиничное обслуживание»), нужно внести изменения в правила землепользования и застройки. Как это сделать, подскажет Мостуризм.
Для получения подробной информации, нужно честно рассказать о своих планах. В дальнейшем, приложив концепцию гостиничного проекта с указанием планируемой категории гостиницы, количества номеров и договора на управления с гостиничным оператором, вы сможете получить заключение Мостуризма.
Третий шаг — застройка. После получения всех необходимых разрешительных документов необходимо в срок начать строительство, спроектировав отель в соответствии с техническим заданием.
В связи с тем что интерес туристов к столице постоянно растет, повышается и запрос на удобные и уютные небольшие отели с наилучшим соотношением цены и сервиса. Так как туризм является приоритетной отраслью, Правительство Москвы заинтересовано в строительстве новых качественных гостиниц категорий от трех звезд. Хорошие отели оправдывают высокие ожидания гостей от российской столицы и поддерживают репутацию Москвы как одного из самых прогрессивных городов мира.
Город оказывает комплексную поддержку гостиничной отрасли как важной части туристической инфраструктуры и постоянно находится в диалоге с гостиничным бизнесом, реагирует на запросы отрасли. Москва предоставляет различные льготные программы инвесторам, открывающим новые гостиницы. Например, они могут получить право на льготную аренду зданий и помещений по стоимости один рубль за квадратный метр в год. Новые объекты появляются также благодаря механизму концессии — одной из форм государственно-частного партнерства, которая дает возможность развивать гостиничную инфраструктуру за счет вложений инвесторов. Комитет по туризму города Москвы формирует актуальное информационное поле о динамике развития туризма в столице.