Созданная в центре беспилотная технология основана на базе модели трамвая «Львенок — Москва». Его оснастили уникальным набором современного оборудования для беспилотного движения, в том числе четырьмя лидарами, шестью камерами и тремя радарами.
Программное обеспечение, действующее на основе технологий искусственного интеллекта, создали без поддержки сторонних компаний, оно принадлежит Правительству Москвы. Уникальная для Европы разработка точнее и надежнее существующих зарубежных аналогов.
Запуск первого в России беспилотного трамвая планируют провести в три этапа.
На первом — с 23 мая по 29 августа 2024 года — провели испытания трамвая без пассажиров с водителем и системой дублирования его действий. Система обеспечивала движение, но конечные решения оставались за водителем. За это время беспилотный трамвай прошел свыше 800 километров по маршруту № 10 «Метро “Щукинская”» — «Улица Кулакова». В ходе испытаний провели множество тестов, доказавших высокую надежность его систем в различных условиях, в том числе при:
— движении с заданной скоростью и прохождении криволинейных участков;
— проезде стрелочных переводов;
— обнаружении препятствий;
— остановке в заданной точке;
— экстренном торможении.
Сегодня первый этап успешно завершился. За время испытаний беспилотный трамвай ни разу не нарушил правила дорожного движения. Специалисты проверили все системы и пришли к выводу, что само транспортное средство и его программное обеспечение полностью готовы к поездке с пассажирами.
На втором этапе трамвай будет совершать рейсы как с пассажирами, так и без них. При этом система беспилотного вождения возьмет на себя функции управления и принятия решений, включая открытие и закрытие дверей. Находящийся в кабине водитель будет следить за действиями трамвая и вмешиваться, только если это потребуется. В салоне разместят специальный экран для трансляции основных показателей работы различных систем.
На третьем, финальном этапе до конца 2025 года планируют обеспечить полностью беспилотное движение трамвая с пассажирами и без водителя за пультом. При этом в кабине или салоне трамвая может находиться специалист, который будет наблюдать за движением трамвая и выполнять другие необходимые функции.
Цифровые станции московского транспорта
В Москве началась реализация пилотного проекта по созданию цифровых станций городского транспорта. На них новейшие технологии объединяются с привычными сервисами: навигацией и информированием пассажиров, стойками «Живое общение», билетной системой.
Первыми такими объектами стали станция метро «Марьина Роща» Большой кольцевой линии и терминал № 1 московского городского вокзала Нижегородская. Вместо привычных указателей здесь установили 74 интерактивных экрана. Это не отразится на облике станций, поскольку традиционную форму указателя полностью сохранили. Зато изменить цифровой контент на них можно удаленно, процедура займет меньше минуты.
Пассажиры смогут получать оперативную информацию об изменениях в работе транспорта. Новая навигация также поможет расширить функционал указателей — позволит сделать движущимися статичные пиктограммы и менять местами текстовые блоки. Это пригодится при внесении дополнительной информации, которая важна для пассажиров, например о времени пересадки на соседнюю станцию.
Кроме того, информацию об отправлении поездов МЦК и Московских центральных диаметров на 100 процентов интегрировали со схемами маршрутов железнодорожных составов.
Если пилотный этап покажет успешные результаты, до 2030 года в столице планируют заменить до 30 процентов всех навигационных указателей метро на цифровые.
Кроме того, в рамках проекта на интерактивных экранах на станции «Марьина Роща» БКЛ появился виртуальный помощник. Он объединил функции чат-бота и сотрудника стойки «Живое общение». На вопросы пассажиров теперь отвечает 3D-персонаж в образе чат-бота Александры, который может давать как текстовые, так и голосовые ответы, а его мимика адаптирована под речь. Новую цифровую стойку оснастили встроенным вендоматом для продажи брендированной продукции московского транспорта.
Обновили и автоматы по продаже билетов. Их дизайн создали отечественные специалисты. Аппараты стали более привлекательными благодаря яркому и широкому цифровому экрану. Кроме того, теперь они работают быстрее, а их функции планируют расширить: в будущем пассажиры смогут построить удобный маршрут и даже пообщаться по видеосвязи с оператором контакт-центра.
На станциях также появились турникеты новой конструкции. Благодаря их компактности пропускная способность увеличивается на 30 процентов. Пассажирам не придется беспокоиться, что оплата не прошла: интерактивная подсветка подскажет статус операции. Новые турникеты принимают все доступные способы оплаты проезда, включая биометрию. Их оборудовали встроенной системой подсветки зоны считывания биометрии, которая отмечает на полу место, где пассажиру нужно встать для оплаты проезда по распознаванию лица. Устройства созданы российской компанией на базе отечественного программного обеспечения.
Новая подсветка на платформе станции «Марьина Роща» БКЛ подсказывает точное месторасположение более свободного вагона. Благодаря этому пассажиры могут выбрать самый комфортный формат поездки. Цвета световых индикаторов интуитивно понятны каждому: красный, желтый и зеленый.
На цифровых станциях также предусмотрена проекция эскалаторного свода. 11 мини-проекторов, вмонтированных в светильники, транслируют информацию, полезную для пассажиров. Сведения можно обновить онлайн и интегрировать с внешними ресурсами, например для трансляции актуальных сводок погоды.
Цифровые системы, установленные на станции «Марьина Роща» БКЛ и городского вокзала Нижегородская, оснастили QR-кодами, с помощью которых пассажиры в течение полугода смогут оставить свои отзывы и предложения. Обратную связь проанализируют и решат, нужно ли распространить проект на другие станции московского транспорта.