Галерея Ильи Глазунова приглашает на выставку «Победители и побежденные. Плакаты Первой мировой войны», на которой рассказывают, как печатная графика начала XX века отражала фронтовую жизнь. Военно-патриотические гравюры и литографии занимали важное место в культуре: авторы не только информировали о происходящем на поле боя, но и создавали узнаваемые образы, с помощью художественных произведений сохраняли реальную историю, старались поднять моральный дух сограждан и подарить уверенность в победе.
Подробнее об этих работах рассказала Елена Желнова, куратор выставки.
Работы знаменитых художников
В фондах Галереи Ильи Глазунова хранится уникальная и многогранная коллекция плакатов, хромолитографий и печатной графики времен Первой мировой войны (более 100 экземпляров), которую собрал и передал в музей Илья Глазунов. Это плакаты и хромолитографии, посвященные героям и полководцам, печатная графика, изображающая сражения и отдельные эпизоды фронтовой жизни, гравюры-аллегории и сатирические картинки.
Над созданием образов трудились художники-графики, работавшие не только в России, но и за рубежом. Евгений Лансере был одним из многочисленных художников, выполнявших роль военных корреспондентов. Николай Богатов, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, создавал гравюры, плакаты и открытки в помощь Российской армии. Иван Лебедев изготавливал листовки, плакаты и объявления для русских солдат на Французском фронте. Георгий Нарбут, член художественного объединения «Мир искусства», был призван на военную службу и устроился в Красный Крест при санитарном поезде, а затем с помощью Мстислава Добужинского был зачислен в историческую комиссию Красного Креста.
О событиях на фронте
Плакаты и гравюры были основным источником информации о войне для большей части населения Российской империи, особенно для крестьянского и городского сословий. Военные патриотические гравюры пользовались популярностью: их можно было увидеть в казарме, крестьянской избе, школе и даже на постоялом дворе. Печатная графика появлялась практически сразу после изображенных на ней фронтовых событий и служила своего рода аналогом современных СМИ.
Значительное количество гравюр и плакатов было посвящено представлению событий на фронте. Они содержали иллюстрацию, дополненную новостным сообщением российского и зарубежных информационных агентств.
Литография Ивана Лебедева иллюстрирует битву у реки Неман в 1914 году. Сражение стало одним из первых, оно произошло в самом начале войны. Русская армия, верная союзническому долгу, перешла в наступление на Восточную Пруссию, чтобы сорвать атаку Германии против Франции, овладеть Восточной Пруссией и подготовить плацдармы для наступления на Германию.
Есть литографии, иллюстрирующие штурм крепостей, — например, «Война с турками. Взятие крепости Баязет». Русским войскам уже не в первый раз приходилось брать город (ранее — в конце августа 1828-го и в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов), но каждый раз по условиям мирных договоров Баязет возвращался Османской империи. Поэтому в Первую мировую войну снова пришлось завоевывать город-крепость. На гравюре показано, как некогда неприступная цитадель пала под натиском русских солдат, открывая им путь к еще одной твердыне — крепости Эрзерум.
Отдельным поджанром можно выделить изображение трагических, самых печальных событий Первой мировой войны. В качестве примера отлично подходит литография «Зверства немцев над мирными жителями при отступлении от станции Колюшки» (1910-е). Взяв этот населенный пункт, немецкие военные не жалели никого — всех, кто пытался оказать сопротивление, расстреливали. Колюшки разрушили до основания.
Под некоторыми изображениями можно увидеть тексты — реальные исторические сводки из газет и журналов. Там указывали дату и место события, сведения о потерях врага и другую информацию. Однако конечный результат всегда проходил цензуру: если присмотреться, в углу можно разглядеть соответствующую надпись: «Дозволено. Цензура».
О странах-участницах
Еще одна группа работ — произведения, рассказывающие о странах, участвовавших в Первой мировой войне. Авторы часто писали что-то символическое, создавая больше художественные воплощения, нежели настоящие карты. Например, страны на одной из гравюр на выставке представлены в образах героев миф и легенд, а также реальных исторических личностей.
Разумеется, каждая страна стремилась превосходить противников в вопросах вооружения и техники — это касается и авиации. Художники тоже уделяли этой теме особое внимание. На литографии «Война в воздухе» изображены немецкие цеппелины, аэропланы и другие летательные аппараты, угрожающе нависшие над землей. Интересно, что во многих периодических изданиях начала ХХ века писали, будто летчики не воспринимали друг друга как врагов, наоборот, в малоизученной, новой стихии они были, скорее, коллегами-воздухоплавателями.
Российский воздушный флот был не так сильно развит, как в Европе. Тем не менее в империи было много отважных летчиков, один из самых известных — Петр Нестеров. Он первым в мире выполнил на самолете мертвую петлю, вошедшую в историю как петля Нестрова. Через несколько дней ее повторил французский авиатор Адольф Пегу.
О подвигах русских
Подвиги русских солдат и офицеров — тема абсолютно особенная, чаще всего именно они становились героями литографий и гравюр. В фондах Галереи Ильи Глазунова есть, например, литография с изображением генерала от кавалерии Алексея Брусилова. Он известен благодаря прорыву армий Юго-Западного фронта.
Среди самых интересных экспонатов — гравюра «Герой казак Козьма Крючков» (1910-е). Донской казак Козьма Крючков стал настоящим символом героизма русского воина и прославился тем, что в одиночку одолел 11 неприятелей, атаковав вместе с тремя товарищами взвод из 15 немецких конных егерей. За этот подвиг он получил первый Георгиевский крест — высшую награду для солдат и унтер-офицеров. Изображение Козьмы сопровождается стихами — их нередко создавали специально для гравюр поэты.
Казаки в ходе Первой мировой войны отличились особой отвагой: согласно хроникам, когда они попадали в плен, то старались не только сбежать, но и убить по пути как можно больше врагов. Зная это, пытаться взять их в плен противники перестали. Смелости казаков было посвящено немало гравюр, среди них — «Кавалерийская схватка казаков с германцами на прусской границе» и «Наши казаки».
Немного сатиры
Среди всех видов гравюр и литографий особняком стоят сатирические, дающие возможность посмотреть на пугающие события с долей юмора. Врагов — политических и военных деятелей стран-противниц — художники изображали крайне карикатурно. Одними из самых популярных персонажей были немецкий император Вильгельм II и правитель Австро-Венгрии Франц Иосиф I.
Простых солдат рисовали в самом нелепом виде: в сильно преуменьшенном размере, трусливо убегающими, смешно сражающимися. Высмеивали и технику — на одной из гравюр изображение лежащего на земле австро-прусского цеппелина сопровождается строками: «Сообщение немецкого генерального штаба. Отправленный для завоевания России цеппелин благополучно опустился на Русскую землю. Спуск совершен по всем правилам военной науки».
Выставка открыта до 29 декабря.