Технологии искусственного интеллекта стали неотъемлемой частью жизни современного жителя мегаполиса. Их используют более чем в 80 городских услугах, сервисах и проектах, которые делают столичную инфраструктуру лучше. Искусственный интеллект успешно применяют в здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, экономике, социальном обеспечении, работе транспорта и во многих других важных сферах. Он особенно незаменим там, где требуется быстро обрабатывать большие объемы данных и автоматизировать рутинные задачи. Искусственный интеллект помогает врачам-рентгенологам выявлять признаки различных заболеваний на лучевых снимках пациентов, дорожным службам — следить за безопасностью на магистралях, общегородскому контакт центру — эффективнее работать с обращениями москвичей на горячие линии.
Искусственный интеллект уже более четырех лет применяется в столичной медицине. Решения на базе технологии компьютерного зрения помогают врачам анализировать результаты флюорографии, маммографии, рентгенографии, МРТ, КТ и определять признаки заболеваний. В распоряжении столичных медиков уже более 50 таких сервисов. В них используют специальные алгоритмы, которые наносят на медицинские изображения цветовую разметку, отмечая области возможных патологий. Это помогает сократить время на проведение диагностики и повысить ее точность. С помощью искусственного интеллекта выявляют признаки 37 заболеваний, включая рак легких, пневмонию и инсульт.
Одним из наиболее ярких примеров применения искусственного интеллекта для улучшения жизни горожан стали и проекты Центра организации дорожного движения. Например, система фотовидеофиксации на МКАД и ключевых магистралях города, а также умные перекрестки — система, которая с помощью специальных датчиков оценивает загруженность улиц, прилегающих к перекрестку, и управляет светофорами. На основе технологии искусственного интеллекта также созданы система контроля наземного пассажирского транспорта и программы, которые помогают диспетчерам оперативно реагировать на инциденты.
Еще один пример успешного использования искусственного интеллекта — голосовой помощник на горячих линиях общегородского контакт-центра. На сегодняшний день он обрабатывает уже более половины звонков жителей. База знаний голосового помощника насчитывает свыше 400 тем. Робот принимает показания счетчиков, подсказывает статус оформления документов, помогает записываться к врачу и делать многое другое. Виртуальный ассистент выслушает заявителя, классифицирует тему обращения, при необходимости задаст уточняющие вопросы, найдет ответ и предоставит необходимую информацию всего за две минуты.
Больше узнать о городских решениях, использующих технологии искусственного интеллекта, а также предложить собственную идею можно на страницах спецпроекта. Он создан как для разработчиков AI-проектов, так и для москвичей, которые активно интересуются жизнью столицы. В разделе «Наборы данных» представлены примеры обезличенных наборов данных, которые город готов предоставить специалистам для обучения моделей искусственного интеллекта. Чтобы получить доступ к интересующему датасету, необходимо скачать и заполнить заявку, указав в ней его название. Разработчики также могут предложить городу собственный уникальный AI-проект, который будет полезен Москве. Для этого нужно скачать и заполнить специальную форму, описав в ней свои идеи. Заявки на знакомство с наборами данных и формы для предложений необходимо направлять на электронную почту: mos_ai@it.mos.ru.
Применение искусственного интеллекта в управлении городом поддерживает большинство жителей. Согласно опросу, который провели специалисты столичного Департамента информационных технологий, 96 процентов респондентов одобряют его использование хотя бы в одном городском проекте. В первую очередь москвичи поддерживают его применение в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при розыске правонарушителей, регулировании транспортных потоков, выявлении нарушений правил дорожного движения и имущественно-земельного законодательства.
Применение цифровых технологий и искусственного интеллекта для повышения качества жизни горожан соответствует задачам национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и регионального проекта «Цифровое государственное управление». Подробнее о национальных проектах, реализуемых в Москве, можно узнать здесь.