Московские школьники показали высокие результаты на первом турнире технологических сборных в президентском лицее «Сириус». Награды получили 49 учеников столичных школ: четверо из них в команде с ребятами из Санкт-Петербурга взяли Гран-при, остальные завоевали призовые места и были отмечены в специальных номинациях.
В соревновании приняли участие 210 школьников из 14 регионов России, в том числе 90 учащихся из столицы. Участники приехали в командах по пять человек, а затем по результатам предварительных конкурсов объединились в более крупные альянсы по примеру технологических коллабораций. В итоге за победу боролась 21 сборная по 10 школьников в каждой.
Для юных робототехников сформулировали условия, согласно которым нужно было создать роботов для работы на современных курортах. Команды привезли на соревнования готовые механизмы и запасные части, также в их распоряжении были 3D-принтеры и устройства для лазерной резки. Созданные школьниками роботы на первых этапах выполняли заданные действия на технологическом полигоне, например собирали шишки, ремонтировали фонари на набережной и спасали рапанов. Финал прошел в формате эстафеты, где команды представили свои устройства и их функции.
«Одна из особенностей соревнования — формирование команд. Школьники объединялись, имея совершенно разные навыки. Например, кто-то разбирается в электронике, механике и хорошо программирует, а кто-то считается знатоком стратегии. Все вместе они предлагали красивые инженерные решения. Так, робототехника стала для участников первым шагом к освоению современных технологий и возможностью получить навыки взаимодействия с единомышленниками из других регионов», — рассказала Наталья Петровская, руководитель лаборатории инженерных образовательных проектов Центра педагогического мастерства.
В свободное время ребята приняли участие в развлекательной программе организаторов турнира, а также посетили экскурсии по лицею и Олимпийскому парку.
«Мы не ожидали, что возьмем Гран-при, но приятно удивлены этим. Больше всего мне понравились интересные задания. А в целом робототехникой я увлекаюсь с пяти лет. Началось все с конструктора WeDo, а сейчас я уже дошел до электроники и программирования нейросетей, искусственного интеллекта. Планирую и дальше этим заниматься, у меня много идей, которые хочется реализовать», — рассказал победитель Александр Герасимов, учащийся школы № 1519.
Турнир технологических сборных стал преемником турнира двух столиц, который проходил с 2017 года по инициативе Департамента образования и науки города Москвы и Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).
В этом году впервые прошел турнир технологических сборных. Отборочный тур состоялся в Москве, где более 200 школьников объединились в команды и представили своих роботов и механические устройства. Участники программировали их на выполнение заданий — например, движение по заданной траектории, перевозку грузов и реакцию на дистанционное управление. Лидеров отобрали для участия в соревновании с командами из других регионов страны.
Организаторы турнира — Центр педагогического мастерства столичного Департамента образования и науки, президентский лицей «Сириус» и федеральная территория «Сириус». Соревнование призвано популяризировать научно-техническое творчество и повысить престиж инженерных профессий среди молодежи. Также турнир стимулирует интерес детей в сфере инноваций и высоких технологий. Более подробная информация о нем опубликована на официальном сайте.
В Москве создана система робототехнических состязаний, в которых школьники могут попробовать свои силы в зависимости от уровня знаний и подготовки. Например, «Робостеп», олимпиада Центра педагогического мастерства по робототехнике, городской турнир технологических сборных. Более опытные участники входят в сборную Москвы на всероссийской олимпиаде по технологии, в которую включен отдельный профиль по робототехнике. Высокие результаты на этих соревнованиях становятся возможными благодаря интересу детей к современным технологиям и гаджетам, а также самой робототехнике как мультипредметной области, объединяющей эти аспекты. Московская система образования поддерживает учеников и создает все условия для более глубокого изучения этого направления: для школьников организуют тематические кружки, а школы оснащают специальным оборудованием и ИТ-полигонами.
Обеспечение качественной подготовки столичных школьников к олимпиадам соответствует задачам проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Подробнее об этом и других национальных проектах, реализуемых в Москве, можно узнать здесь.