Главархив Москвы продолжает знакомить столичных школьников и студентов колледжей с документами писателей, поэтов, врачей, ученых и других людей, вошедших в историю. К исследованиям приступили участники пятого потока проекта «Уникальные документы. Взгляд нового поколения». Он станет последним в этом году. Ребята изучают жизнь историков, меценатов и общественных деятелей.
Корреспондент mos.ru побывал на первом занятии проекта. Почему в эру технологий, когда многие фонды доступны в электронном формате, молодежь стремится работать с бумажными документами, в каких условиях хранят вековые рукописи и чем школьники и студенты помогают сотрудникам архива — в нашем репортаже.
Архивный лабиринт
Проект «Уникальные документы. Взгляд нового поколения» начал работу в сентябре прошлого года. В его рамках учащиеся исследуют документы студентов Императорского Московского университета (такое название носил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова в 1755–1917 годах), которые внесли свой вклад в медицину, науку, культуру и искусство нашей страны. Четыре потока уже проанализировали более тысячи бумаг выдающихся деятелей, в том числе классиков русской литературы Федора Тютчева, Константина Паустовского и Бориса Пастернака, естествоиспытателя Ивана Сеченова, хирургов Николая Пирогова и Николая Склифосовского, театрального режиссера Евгения Вахтангова, художника Василия Кандинского.
Теперь Главархив открыл свои фонды пятому потоку участников. Они посетят три занятия. Первое началось с экскурсии по хранилищу, расположенному на 14 этаже. Обычным горожанам в него вход закрыт. Коллекция насчитывает более 25 миллионов дел. Хранилище напоминает лабиринт: из одного помещения с десятками стеллажей тянутся проходы в другие, точно такие же. Полки забиты коробками с документами. Крупные книги, например расчетные XIX века, стоят отдельно.
Чтобы не потеряться, мы не отставали от главного хранителя фондов Марьям Кустовой. Она ловко петляла в залах и в конце концов привела нас к стеллажам Московского университета. Здесь хранится история старейшего вуза России вплоть до 1917 года. Информация о студентах, педагогах и строительстве университетских зданий, учебные программы, научные исследования. Но пока нам можно только смотреть, так как прикасаться к старинным документам без перчаток нельзя. К ним следует относиться бережно.
«Чтобы они не разрушались, температура в хранилище держится на отметке 17–18 градусов тепла. Влажность не превышает 55 процентов. Если ее понизить, бумага засохнет, повысить — намокнет, появится грибок. Особенно быстро кожаные переплеты трескаются в сухом воздухе. Поэтому в каждом отсеке есть термогидрометры, они следят за показателями температуры и влажности. Залы круглосуточно вентилируем, свет включаем только при необходимости, иначе бумага и чернила выцветут», — раскрывает Марьям Кустова секреты хранения московских архивов.
Школьники изучили документы Паустовского, Андреева, Тютчева и других литераторов в Главархиве МосквыВавилов, Габричевский, Жуковский: студенты колледжей и школьники изучат дела и документы известных ученыхАнтон Чехов, Евгений Вахтангов и Всеволод Пудовкин: ученики школ и колледжей начали работать с архивными документами деятелей культуры
Белые перчатки и неприкосновенность чернил
Затем мы спускаемся из хранилища на первый этаж, в читальный зал. Тут участники проекта приступают каждый к своему историческому персонажу. С ним определяются еще на этапе подачи заявки. Главархив отбирает особо ценные дела студентов Московского университета и публикует перечень фамилий. Кандидаты выбирают интересующего человека и пишут про него эссе.
«Нам прислали более тысячи эссе. Мы отобрали из них самые яркие и продуманные. Авторы получили возможность подержать в руках оригиналы документов людей, о которых они размышляли в сочинениях. Более 50 ребят стали финалистами проекта. В мае состоится награждение», — рассказала Марьям Кустова.
В читальном зале исследователей ждут аккуратно сложенные папки. Одна папка — один деятель. Ребята будут изучать документы философа Василия Розанова, который первым в России перевел «Метафизику» Аристотеля, историков Василия Ключевского и Павла Милюкова, философа Павла Флоренского, Саввы Морозова — фабриканта и мецената.
Марьям Кустова раздает белые перчатки, затем — папки с документами.
«Перчатки необходимы, чтобы не повредить страницы. Пальцы оставляют следы, которые вызывают процесс окисления и распада листов. Обратите внимание, какая старинная бумага крепкая. Но все равно ее нужно брать за нижний угол, переворачивать аккуратно. Еще одно правило — не водим пальцем по тексту, даже в перчатке. Чернила такого обращения не любят», — инструктирует участников Марьям Кустова.
Документы, равных которым нет
У учащихся есть миссия: найти среди документов те, которые могут претендовать на статус уникальных. Пока бумаги у них на руках относятся к особо ценным: это означает, что они значимы для истории, их хранят отдельно, копируют на микропленку, а подлинники не выдают обычным читателям. Уникальные же документы — это те, которые содержат особо важные сведения о самых выдающихся исторических деятелях, важнейших событиях и сохранились в единственном экземпляре. Они заперты в сейфе, имеют электронные версии и копию на микропленке. Главархив обладает более чем 400 уникальными документами. Среди них записи о рождении Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Бориса Пастернака, смерти Николая Гоголя.
Марьям Кустова объясняет, что доказать уникальность подлинника можно, найдя в нем неизвестную ранее информацию. Стоит внимательно проштудировать свидетельства о рождении и о заключении брака, медицинские записи, бумаги с указанием места жительства и зарубежных поездок, оценки по предметам, решения о переходе на другой факультет, диплом, материалы о том, куда человек пошел работать после окончания университета.
«Миллионы дел архива досконально не изучены, и мы до сих пор совершаем открытия. Так случилось с Николаем Пироговым: считалось, что он поступил в университет в 16 лет, именно с этого возраста принимали в вуз. Но благодаря нашим документам выяснилось, что на момент поступления ему было всего 14. В прошении он прибавил себе пару лет», — привела пример хранитель фондов.
Ко второму занятию участники подготовят обоснование, почему изученные ими дела достойны стать уникальными, а к третьему — презентации, на основе которых эксперты архива примут решение о признании документов уникальными.
Свежий взгляд на вековые рукописи
Пока школьники и студенты с благоговением переворачивают страницы документов XIX столетия, Марьям Кустова уточнила, чем ребята помогают Главархиву.
«Они свежим взглядом анализируют первоисточники. Благодаря их трудам появятся новые уникальные документы. Но в первую очередь мы создали этот проект, чтобы приобщить детей к истории. Как сказал Михаил Ломоносов, народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Такие проекты делают прошлое ближе и доступнее. Кроме того, изучая документы, школьники и студенты могут сравнить подлинные факты с тем, что написано в интернете. У них формируется критическое мышление», — подчеркнула она.
Педагог Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б. Красина Ольга Шубина согласна с хранителем фондов. Она сопровождает здесь студента из этого учебного заведения.
«В нашей библиотеке тоже есть старинные книги, в том числе дореволюционные. Студенты привыкли работать с оригиналами. А попасть в главный архив города для них настоящий подарок. Пришлось устраивать конкурс на участие в проекте еще внутри техникума. В каждом потоке был представлен наш студент. Работая с первоисточниками, ребята учатся выделять главное. Ведь в сети сплошь готовые выводы. А здесь приходится самому думать», — полагает Ольга Шубина.
Ее воспитанник Олег Долбиев тем временем читает дело Ключевского. У него на руках документы 1860-х годов. Тогда будущий историк был студентом, жил впроголодь и экономил даже на бумаге. В папке есть его прошение о получении стипендии. Олег Долбиев поражен каллиграфическим почерком Ключевского.
«Я увлекаюсь историей нашей страны, а Ключевский ее изучал и сохранял. Поэтому, увидев его фамилию в списке проекта, я сразу стал писать эссе. Любопытно увидеть его рукописи, автографы, узнать о нем что-то новое, буквально прикоснуться к прошлому. Это не сравнить с электронными копиями», — убежден он.
А выбор Анны Лепешенковой, ученицы 8-го «Р» класса школы № 1770, пал на Михаила Гернета — правоведа и криминолога. Она читала его труды и разделяет гуманистические ценности ученого.
«Мне хотелось рассказать про этого человека, поэтому я выбрала его для написания эссе. Удивительно, что документы 1880-х годов так хорошо сохранились. В будущем я бы хотела связать свою жизнь с медициной, но люблю развиваться в разных сферах. Такие проекты помогают в этом», — заключила ученица.