Во время посещения производственной площадки Сергей Собянин отметил, что ранее компоненты для банковских и проездных карты поступали из-за границы, теперь же удалось полностью локализовать их выпуск в столице.
«От обычного чипа до пластика и конечных персонификаций — все полностью производится в Москве, с помощью наших технологий, совместно с “Микроном”. Это, конечно, говорит о высоких технологиях, которыми сегодня мы обладаем, и о защищенности персональных данных. Очень хорошо, что мы сразу переходим к чипу нового поколения, который даст возможность не только обеспечить столичное метро современными картами, но и двигаться в регионы, у которых другие требования по тарифному меню и так далее. Так как сегодня “СберТройка” внедрена во многих регионах, то это, конечно, и будет решением для всей страны», — сказал Сергей Собянин.
Применение освоенной в Зеленограде технологии не ограничивается производством транспортных карт. Ее можно использовать для изготовления карт москвича, заграничных паспортов и любых других документов с вшитыми электронными носителями информации.
Востребованная технология
Корпусирование чипа (микросхемы) в COB-модуль (Chip on board) — одна из ключевых технологических операций изготовления карты «Тройка», которая обеспечивает контакт чипа с антенной, а также защищает его от механических повреждений.
Новая производственная линия состоит из 10 установок, с помощью которых проходит полный цикл изготовления СОВ-модулей, включая монтаж интегральной схемы на подложку, разварку выводов алюминиевой проволокой, герметизацию, шлифовку, электрический контроль, вырубку и сортировку.
К разработке отечественного транспортного чипа приступили в 2019 году. В 2022-м его стали использовать в картах «Тройка». В прошлом году в метро поступило 3,7 миллиона таких карт, а в 2023-м — шесть миллионов. В этом году началось тестовое производство отечественного чипа нового поколения.
Карты с новыми чипами могут работать до 10 лет, а также обладают повышенной степенью безопасности, рассказала Жанна Ермолина, заместитель начальника ГУП «Московский метрополитен».
«Чип нового поколения отличается тем, что у него в три раза больше памяти, которая позволяет нам интегрировать транспортные решения, в том числе и в регионах Российской Федерации. У него в пять раз больше производительность, то есть, если раньше у чипа первого поколения было 100 тысяч циклов чтения записей, у этого — уже 500 тысяч», — рассказала Жанна Ермолина.
Планируется, что в 2024 году транспортную карту будут выпускать с чипом нового поколения.
Карта «Тройка» за 10 лет стала незаменимой для москвичей и жителей более 25 регионов России — Сергей Собянин«Тройка» мчится по стране: как билетную систему Москвы внедряют в регионах
Этапы производства карты «Тройка»
Прежде чем карта «Тройка» попадает в кассу или автомат по продаже билетов, она проходит несколько этапов производства.
На первом этапе на заводе в Зеленограде в специальной «чистой комнате» на пластинах производят микросхемы — чипы. В «Тройке» используется полностью отечественный чип, который разрабатывается и изготавливается в Москве. Сейчас выпускают чип марки MIK1KMCM. В 2024 году компания планирует перейти на чип нового поколения NE501CD+ (тоже полностью российский).
На втором этапе производятся COB-модули. Чип снимают с пластины, на которой он был произведен, монтируют на специальную подложку и закрывают корпусом. Эта операция впервые локализована в России, для этого создали новую производственную линейку на предприятии «МСП».
Далее следует производство инлеев — специальных пленок, размеченных под будущие карты «Тройка», на которых готовый COB-модуль припаивается к антенне. На этом этапе получается практически готовая RFID-метка, она способна передать информацию, записанную в памяти чипа, считывающему устройству — турникету метро или валидатору наземного транспорта. Эту операцию также выполняют на новой производственной линии завода с использованием отечественных комплектующих.
На следующем этапе идет полиграфическое оформление карты, чтобы она обрела привычный для пассажиров вид. Инлей закрывают пластиковым корпусом с дизайном карты «Тройка». Эта операция выполняется силами компании «Смарт Системз» (бренд ISBC), которая находится в Зеленограде.
На финальном этапе проводят персонализацию карты. В память чипа записывают уникальный номер, который привязывается к базе данных Московского метрополитена. Этот номер будет определять весь дальнейший жизненный цикл карты: пополнение баланса, количество доступных поездок, льготы и ограничения. Этап персонализации карт «Тройка» реализован на производственной линии предприятия «МСП» в Зеленограде.
Карта «Тройка» в Москве и регионах
Единая транспортная карта Москвы «Тройка» заработала в городском транспорте столицы 2 апреля 2013 года. Сейчас с ее помощью пассажиры могут оплатить проезд на метро, Московском центральном кольце, Московских центральных диаметрах, речном и наземном транспорте, электричках и аэроэкспрессах. Сегодня около 80 процентов всех поездок в Москве оплачивают «Тройкой».
Во многом благодаря «Тройке» удалось практически полностью избавиться от очередей в кассы. Количество приобретенных в кассах метро разовых билетов сократилось в 20 раз, по ним проходят всего два процентов пассажиров.
Управление картой доступно в приложении «Метро Москвы». В личном кабинете можно настроить режим автопополнения, приобрести абонемент, а также отслеживать поездки и операции по карте.
Специально для «Тройки» разработали программу лояльности «Город». Пассажир пополняет карту и получает возврат средств (кешбэк) в виде бонусов, которые можно тратить на оплату проезда или мобильной связи. Кроме того, есть возможность получать скидки в магазинах или использовать бонусы для других операций.
«Тройкой» оплачивается не только проезд на городском транспорте. Так, с ней горожане могут посетить Московский зоопарк и нескольких музеев. Карту принимают на парковках, в парке «Зарядье», на борту прогулочных теплоходов и канатной дороге, которая соединяет Воробьевы горы и территорию спорткомплекса «Лужники». Помимо этого, карту можно привязать к сервису «Велобайк» и использовать вместо логина при аренде велосипеда.
Благодаря «Тройке» город ежегодно экономит более двух миллиардов рублей за счет отказа от печати чеков и бумажных билетов.
Транспортную карту выпускают также в виде браслета, брелока и кольца. Регулярно выходят лимитированные серии, посвященные значимым культурным и социальным событиям, известным людям. За 10 лет выпустили свыше двух тысяч видов тематических карт.
Билетная система на базе «Тройки» вышла далеко за пределы Москвы и сегодня работает более чем в 17 тысячах транспортных средствах по всей стране, включая Донецк и Луганск. Она ежедневно обрабатывает свыше миллиона транзакций за пределами столицы.
Московская билетная система — самая умная в мире. В 2020–2021 годах она была удостоена международных премий Transport Ticketing Award и Transport Ticketing Global.
Все о транспортной карте «Тройка»
Лидер отечественной микроэлектроники
АО «Микрон» (входит в группу компаний «Элемент») — крупнейший производитель и экспортер микроэлектроники в России, резидент особой экономической зоны «Технополис Москва» с 2015 года.
Компания производит более 750 типономиналов продукции. Среди них — интегральные схемы для автоэлектроники, интернета вещей, защищенных носителей данных, идентификационных, платежных и транспортных документов, управления питанием и RFID-маркировки для различных отраслей цифровой экономики, в том числе микросхемы, включенные в реестр отечественной промышленной продукции. Планируется, что по итогам 2023 года количество произведенных изделий превысит 100 миллионов единиц.
Сейчас проводят модернизацию предприятия, включающую несколько направлений. Наряду с развитием производства транспортных карт к середине 2025 года планируется завершить реконструкцию производства кристаллов для интегральных схем на пластинах, что позволит увеличить их выпуск в 1,7 раза. Помимо этого, идет реконструкция здания и инфраструктуры для создания фабрики силовой электроники площадью 15 тысяч квадратных метров.
«Микрон Секьюрити Принтинг» — совместное предприятие «Микрона» и Московского метрополитена, основанное в 2018 году. Ключевые задачи «МСП» — развитие и масштабирование транспортных решений, обеспечивающих технологическую независимость критически важной транспортной отрасли.
Одним из крупнейших проектов компании стал выпуск транспортного чипа нового поколения, который обеспечит расширенный функционал карты «Тройка». Предприятие планирует наращивать производственные мощности.
«МСП» имеет статус резидента ОЭЗ «Технополис Москва». Корпуса завода находятся в Зеленограде — столице российской микроэлектроники. На предприятии трудятся 115 человек — в основном жители Зеленограда и Солнечногорского района Московской области. В связи с наращиванием объема производства на новом оборудовании планируется увеличить штат на 85 сотрудников.
ОЭЗ «Технополис Москва» признана наиболее инвестиционно привлекательной площадкой РоссииМесто для бизнеса и открытий: как развивается Зеленоград
Микроэлектроника Москвы
В области микроэлектроники работают 64 московских предприятия, в том числе 19 крупных заводов. Среди них — производители микросхем и плат, оптико-электронных приборов, смарт-карт, RFID-продукции, микроконтроллеров и других изделий. Высокотехнологичная продукция находит применение в космической и радиоэлектронной промышленности, судостроении, транспорте, ЖКХ и других сферах. В отрасли трудятся около 14,6 тысячи человек.
Москва занимает первое место среди регионов России по выручке предприятий сферы микроэлектроники. В 2022 году эти столичные компании заработали 40,9 миллиарда рублей, что составляет более 38 процентов от общей выручки отрасли в целом.
Свыше 30 предприятий сферы микроэлектроники работают на территории ОЭЗ «Технополис Москва». Резиденты ОЭЗ освобождены от имущественного, транспортного и земельного налогов. Ставка налога на прибыль для них составляет всего два процента. Действуют режим свободной таможенной зоны и льготы по аренде земли.
На базе ОЭЗ «Технополис Москва» создан кластер фотоники и микроэлектроники. В его состав вошли 58 ведущих компаний разных отраслей (свыше 7,9 тысячи работников), чья суммарная выручка в 2022 году составила 78 миллиардов рублей.
Ключевой проект кластера — создание завода по производству фотонных интегральных схем (ФИС). Это многокомпонентные устройства, обеспечивающие обработку оптических сигналов. Использование ФИС позволяет в 100 раз увеличить скорость передачи данных, в 20 раз уменьшить размер изделия и в 10 раз снизить энергопотребление по сравнению с электронными интегральными схемами.