«Синичка», «Филька», «Неглинка» и «Сходня», «Раменка» и «Пресня», «Яуза» и «Сетунь» — это современные и экологичные электросуда российского производства. Название для самого первого — «Синичка» — выбрали жители столицы в проекте «Активный гражданин». Этим летом электросуда вышли на первый круглогодичный маршрут по Москве-реке. Их запуск — важный шаг в возрождении речного транспорта в столице, которое началось в последнее десятилетие. Сегодня быстрые и удобные трамвайчики перевозят пассажиров от Киевского вокзала до причала Сердце Столицы на Шелепихинской набережной и обратно.
«Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин запустили движение электросудов по Москве-реке. В столицу вернулся по-настоящему востребованный и любимый горожанами вид транспорта. Запуск отечественных электросудов — уникальный проект не только для России, но и для всего мира. Круглогодичного водного транспорта полностью на электроходу нет больше нигде, кроме нашего города. Сегодня столица — это не только лидер по использованию электрического транспорта, но и центр разработки и внедрения его самых инновационных моделей», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
В День московского транспорта, который отмечается 8 июля, рассказываем, как устроены инновационные электросуда, как разрабатывали их дизайн и почему они не имеют аналогов в мире.
От «Николая» до «Синички»
Современный запуск электросудов для Москвы сопоставим с появлением пассажирского пароходства в 1858 году, когда москвичи впервые смогли перемещаться с одного конца города на другой по реке на корабле «Николай». Тогда это было свежо и необычно. В начале ХХ столетия речные перевозки пассажиров стремительно набирали популярность, организацией рейсов наперегонки занялись товарищества и частные предприниматели, например братья Окуневы. Тарифы варьировались, за 5–10 копеек пароходы доставляли пассажиров из Дорогомилова к Воробьевым горам, а оттуда — на Болотную площадь. С Москворецкого моста жители попадали в Симоновский и Николо-Угрешский монастыри.
Даже революция не остановила навигацию: после установления советской власти в 1923 году по Москве-реке продолжали ходить трамвайчики, а в 1931-м водные маршруты стали регулярными. Более 70 судов курсировало между Крылатским, Киевским вокзалом и Новоспасским мостом, Крымским мостом и Перервой, Кожуховом и Нагатином. В конце 1930-х на левом берегу Нагатинской поймы построили Южный речной вокзал, а затем и Северный на Химкинском водохранилище и проложили канал Москва — Волга. В те годы корабли перевозили уже значительное количество пассажиров.
Речное пассажирское судоходство существовало до 2006 года. По Москве-реке горожан возили теплоходы «Москвич» и «Ракета». Но потом финансирование закончилось, и корабли перестали совершать регулярные рейсы. Остались только экскурсии и речные прогулки.
Сейчас пришло время вернуть регулярные рейсы речного транспорта, встроенные в общую сеть городских маршрутов. Первый из них, Киевский — Сердце Столицы, протяженностью 6,5 километра уже открыт. Пока работают шесть причалов-остановок: Киевский, Трехгорный, Сити — Центральный, Сити — Багратион, Кутузовский, Сердце Столицы. Другие остановки начнут действовать по мере готовности инфраструктуры. По маршруту ходит восемь элетросудов. Примерно год их обкатывали, тестировали и, убедившись, что они соответствуют всем требованиям, представили москвичам.
![](/upload/newsfeed/articles/Grafika_1.jpg)
Трамвайчики носят имена столичных рек. Первой стала «Синичка», за ней последовали «Филька», «Сетунь», «Пресня», «Сходня», «Раменка», «Яуза» и «Неглинка». С удлинением первого маршрута и запуском второго число электросудов увеличится до 21.
Северный речной вокзал после реставрации посетили более 1,5 миллиона человекСергей Собянин открыл обновленный Южный речной вокзал
Свет и цвет
Электросуда полностью российской сборки: их изготовили на Санкт-Петербургской верфи. Длина каждого трамвайчика — 21,8, ширина — 6,2 метра, вес — 50 тонн, осадка в воду — полтора метра. На создание одного электросудна требуется 16 тонн специальной морской стали, плавучей и устойчивой к погодным условиям. Корпус сваривают лазером: так он получается легким и прочным. Сверху его покрывают стальным поясом, который предотвращает коррозию.
![](/upload/newsfeed/articles/Grafika_2.jpg)
Внешне суда похожи на вытянутые обтекаемые аквариумы, одинаковые спереди и сзади, потолок и стены застеклены, низ серебристый, сливающийся с водой. Дизайнеры предложили 30 вариантов оформления, но в столичном Департаменте транспорта утвердили именно этот.
«Были варианты слишком традиционные, заурядные, а были, напротив, чрезмерно авангардные, смелые. Хотелось выбрать что-то инновационное и при этом не выделяющееся резко на Москве-реке. Мы остановились именно на таком дизайне, который между собой называем стремительным. Сделали панорамные окна и стеклянный потолок, поскольку в нашем городе не так много солнечных дней: пусть всюду будет проникать свет. Стекла немного изогнутые, благодаря чему не возникает эффекта ломаной линии», — рассказывает руководитель отдела промышленного дизайна Борис Добровольский.
![Борис Добровольский](/upload/newsfeed/articles/Boris_Dobrovol_skii.jpg)
Каждое электросудно вмещает 50 пассажиров. Дизайнеры долго обсуждали устройство салона: как разместить максимальное количество людей и сделать так, чтобы всем было комфортно, в том числе маломобильным горожанам? В итоге отказались от ступенек, установили столики, отвели места для самокатов и велосипедов. Внутри есть вайфай и USB-разъемы для зарядки гаджетов. Два санузла таким образом вмонтированы в стены, что не занимают пространство салона и при этом в них может развернуться даже инвалид-колясочник.
«Долго думали о цветовом оформлении. Как правило, корабли не принято декорировать креативными цветами, и мы нашли спокойные оттенки: алюминий, вариации на тему серого, столы сделали с вкраплениями синего и металлика. Пол хотели сделать светлым, но потом решили, что для города, где долгая зима, это непрактично. Поэтому выбрали темно-серый тон», — рассказывает собеседник mos.ru.
Трамвайчики на 100 процентов экологичны, в отличие от дизельных судов, которые выбрасывают в воду 45 килограммов загрязняющих веществ, а в воздух — две тонны углекислого газа. Кроме того, внутри они отделаны материалами, безопасными для окружающей среды.
![image](/upload/newsfeed/articles/1_Samarin(418).jpg)
«Ткань обивки кресел, состоящая из полиамида и шерсти, пожароустойчивая и медленно истираемая, прослужит более 15 лет. Мы тестировали эту ткань, клали на нее горящий предмет, в итоге получали только пятно, она не воспламенялась. Пластик, из которого сделаны столы, также не загорается», — уточняет Борис Добровольский.
Маневренный и морозостойкий
Новые электроходы — первые в мире пассажирские трамвайчики, способные перемещаться по реке даже в мороз.
«На корпусе всех электросудов установлен ледовый пояс: он позволяет противостоять сопротивлению ледового покрова и передвигаться в мелкобитом льду толщиной до 20 сантиметров. То есть перед трамвайчиками ледокол разбивает толщу льда, а дальше они проходят самостоятельно», — рассказывает капитан электросудна Александр Холоднов.
![image](/upload/newsfeed/articles/1_aleksandr_Holodnov.jpg)
По его мнению, рулевому пересаживаться на электроход после дизельного теплохода то же самое, что переходить с механической коробки передач на автоматическую в легковой машине: вроде бы легче и одновременно непривычно.
«Я 30 лет проработал на классических судах с гидравлическим управлением. А здесь управление раздельное. Это значит, что на каждое перо руля, находящееся под водой, свой манипулятор или рычаг, который приводит в действие руль. Благодаря такому устройству судно получилось более маневренным. Его можно аккуратнее подвести к причалу, развернуть в русле», — объясняет капитан.
Электросуда могут разгоняться до скорости 22 километра в час, но разрешенная скорость на Москве-реке, по словам Александра Холоднова, — 15 километров в час. В день «Синичка» или «Филька» делают примерно пять кругов. Время в пути от Киевского вокзала до причала Сердце Столицы не превышает часа.
![image](/upload/newsfeed/articles/1_PS_Mera(18).jpg)
После полной зарядки, длящейся не более 30 минут, трамвайчик может работать около пяти часов. Впрочем, на некоторых плавучих причалах, круглых, напоминающих катушку, есть возможность подзарядиться.
В будущем электросуда смогут подзаряжаться также в пунктах отстоя (депо): в Мневниковской пойме и Нагатинском затоне.
Сергей Собянин — о планах развития речного судоходства в МосквеВид открывается с воды: приложение «Московский транспорт» поможет выбрать речной прогулочный маршрут
Шесть причалов и «Тройка»
Пока на первом маршруте Киевский — Сердце Столицы действует шесть причалов-остановок диаметром от 10 до 16 метров, где пассажиры могут сесть на борт. Это Киевский, Трехгорный, Сити — Багратион, Сити — Центральный, Кутузовский, Сердце Столицы. До них легко добраться от станций метро или Московского центрального кольца. Осенью планируют открыть еще несколько причалов.
До конца 2023 года запустят второй регулярный маршрут Автозаводский Мост — Печатники протяженностью 13 километров. Это историческое направление: в советское время по нему ходили суда от Южного речного вокзала. Посадка будет происходить на причалах Автозаводский Мост, ЗИЛ, Нагатинский, Новинки, Кленовый Бульвар, на Южном речном вокзале, а также на Меловом, Нагатинском Затоне, Коломенской Набережной, Печатниках.
![image](/upload/newsfeed/articles/1(135078).jpg)
Чтобы совершить поездку на электроходе, понадобится «Тройка» или банковская карта. Проезд также можно оплатить по биометрии без какого-либо физического носителя. Подключиться к сервису оплаты по распознаванию лица можно в приложении «Метро Москвы». Стоимость одной поездки составит 150 рублей в рабочие дни и 300 рублей в выходные и праздники. С сентября этого года будет установлен один тариф — 150 рублей в любой день. Также оплатить поездку можно абонементом «Единый» без лимита поездок на 90 и 365 дней — стоимость проезда по реке уже включена в абонемент. Ребенок до семи лет может путешествовать бесплатно в сопровождении взрослого.