Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Ольга» проложил участок соединительной ветки между будущим электродепо «Столбово» и Троицкой линией метро в районе строящейся станции «Новомосковская», сообщил мэр столицы Сергей Собянин.
Он отметил, что тоннель длиной более 1 км прошел на глубине 17 метров под действующим участком магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе и Коммунаркой.
«Из-за перпендикулярного расположения трасс Троицкой и Сокольнической линий щиту пришлось пройти очень сложный участок с радиусом поворота 160 метров. В итоге «Столбово» сможет обслуживать подвижной состав сразу двух линий метро. До тех пор, пока не будет готово депо «Троицкое», куда переместятся поезда новой, 16-й ветки», – рассказал Сергей Собянин, передает портал mos.ru.
Щит «Ольга» прошел рядом с выходом со станции «Новомосковская» Сокольнической линии, сделал крутой поворот в сторону Московской области для примыкания к камере съездов за одноименной станцией Троицкой ветки.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
Назад
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Соединительная ветка позволит обслуживать в электродепо «Столбово» подвижной состав не только Сокольнической, но и Троицкой линии метро. В будущем для поездов новой ветки планируют построить электродепо «Троицкое».
«Сейчас в работе еще четыре электродепо: «Южное» – строится, «Владыкино» и «Выхино» – реконструируются, «Бирюлёвское» – проектируется», – отметил Сергей Собянин.
Электродепо «Южное» возводится в районе Братеево, здесь на 13,6 га разместятся 46 зданий и сооружений. Объект предназначен для отстоя, ремонта и обслуживания подвижного состава Замоскворецкой линии метро. Электродепо рассчитано на 34 места, в том числе 20 составов смогут оставаться на ночь. В электродепо будут трудиться 1,3 тыс. человек.
Отстойно-ремонтный корпус готов на 85%. Выполнены работы по огнезащите металлоконструкций, завершается обустройство монолита. Ведется монтаж подрельсовых эстакад, ограждающих конструкций, инженерных сетей и внутренняя отделка.
Готов монолит административно-бытового корпуса, завершается возведение стен и перегородок. Сейчас здесь монтируют внутренние инженерные системы и технологическое оборудование. Строительная готовность оценивается более чем в три четверти.
Также возводятся вспомогательные здания и сооружения, в том числе ведется монтаж инженерных систем в компрессорной, продолжаются отделочные работы и устройство сетей в мотодепо. Мастера создают каркас здания стрелочного поста и укладывают пути. Объект готовят к подключению к действующему электродепо «Братеево». Вместе с «Южным» они составят крупнейший в России комплекс по обслуживанию и ремонту вагонов.
Электродепо «Столбово» займет 16 га, где возведут 53 здания и сооружения. Здесь смогут работать 1633 специалиста.
Уже построено здание газовой котельной. Продолжается устройство смотровых канав в отстойно-ремонтном корпусе, монтаж инженерных систем в здании поста электрической централизации. В административно-бытовом и инженерном корпусах, на тягово-понизительной подстанции, очистных сооружениях и в парковом околотке завершены монолитные работы. Сейчас специалисты возводят кирпичные перегородки и выполняют отделку.
Продолжается устройство веера путей, а для перегона поездов Сокольнической линии сооружают три соединительные ветки и подключают их к инженерным системам.
Электродепо «Бирюлёвское» проектируется. Оно появится на юге Москвы в районе Бирюлёво Западное между ул. Подольских Курсантов, Мелитопольская, 3-я Никольская и Булатниковская. Объект предназначен для отстоя, обслуживания и ремонта поездов Бирюлёвской линии метро.
На 19,12 га планируется возвести 40 зданий и сооружений общей площадью около 68 тыс. кв. м, в том числе отстойно-ремонтный корпус на 30 канав для отстоя, маневров, обслуживания, ремонта, мойки поездов и обточки колесных пар составов.
Работы будут включать четыре этапа:
- демонтаж существующих сооружений (завершен на 60%);
- перекладка инженерных коммуникаций;
- подготовка территории к строительству;
- возведение основных и вспомогательных зданий и сооружений.
Строительство метро в Москве