Профессиональный праздник метростроителей отмечается в России 2 октября.
День метростроителя утвержден указом президента России Владимира Путина от 23 января 2023 года. Профессиональный праздник приурочен к историческому событию – 2 октября 1931 года было утверждено положение о «Метрострое».
Первые предложения по созданию метро в Москве высказывались еще в 1870-х, однако решение создать совершенно новую транспортную систему было принято почти 60 лет спустя.
Первый участок первой линии столичной подземки – Сокольнической – «поехал» в 1935 году. Затем в разные годы темпы развития метрополитена менялись.
Итоги столичного метростроения
Сейчас темп развития подземки в Москве набрал колоссальные обороты: создаются новые линии, продляются действующие диаметры, формируются новые пересадочные контуры – таким образом, транспортный каркас столицы активно меняется.
С 2011 года в столице построили и реконструировали 250 км линий, 119 станций, четыре дополнительных вестибюля, 12 электродепо метро и Московского центрального кольца (МЦК). Совместно с ОАО «РЖД» ввели в эксплуатацию четыре линии Московских центральных диаметров (МЦД). Сеть городской подземки выросла в 1,8 раза.
Реализован масштабный проект отечественного метростроения, один из самых крупных в мире, по созданию Большой кольцевой линии метро: ее длина составляет 70 км, здесь расположена 31 станция. В строительстве принимало участие 20 тыс. человек.
БКЛ построили в рекордный срок – за 10 лет. Открывали Большое кольцо участками, полностью линия «поехала» 1 марта 2023 года.
Все станции БКЛ метро имеют свой запоминающийся дизайн, а архитектурный облик шести из них – «Терехово», «Мнёвники», «Марьина Роща», «Рижская», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар» – определили с помощью конкурсов.
Кстати, «Сокольники» Большого кольца посвящена строительству первых станций столичной подземки – ее украшают плакаты с метростроителями и надписи, одна из которых гласит: «Спасибо за метро».
В прошлом году метро пришло в крупнейший аэропорт столицы благодаря продлению Солнцевского радиуса: на новом участке появились станции «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково», а также 12-й метромост – Ликовский.
Также в 2023 году на северо-восток протянули Люблинско-Дмитровскую линию метро, на которой открылись «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех».
Заметно увеличилась и первая линия подземки – Сокольническая. С 2011 года на ее южном участке открылось восемь станций: «Тропарёво», «Румянцево», «Саларьево», «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая», «Новомосковская».
Последней запущена на красной ветке «Потапово» – это первая в Москве наземная отапливаемая станция метро.
Развитие московской подземки продолжается. Активно строится Троицкая линия, четыре станции которой заработали в сентябре 2024 года. Также на схеме метро появятся еще две новые линии – Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская.
Еще один масштабный проект – строительство станции «Достоевская». Она станет первой построенной на Кольцевой линии спустя 70 лет после полного ее запуска. Расположится между «Новослободской» и «Проспектом Мира» и будет пересадочной на одноименную станцию Люблинско-Дмитровской линии.
Арбатско-Покровская ветка получит новую конечную станцию «Гольяново», что позволит улучшить транспортную доступность одоноименного района, разгрузить Щёлковское шоссе и станцию метро «Щёлковская».
Все о строительстве метро